Основные аспекты богословия

а) Триадология (учение о Св. Троице).

Для автора учение о Св. Троице не вызывает сомнений и явл. общепринятым: Бог - троичен в Лицах – Отец, Сын, Св. Дух (7,1,3). Отец есть Творец (1,2), всемогущий Владыка, Вседержитель (10.3 - 4), раздаятель всех благих даров (1.5, 10.3) духовных и временных (10.3). Он – Святой (10.1), праведный Судия (4.10), основание нашей надежды (4.10), виновник нашего спасения, и к Нему направляются наши молитвы (9,10). Без Него ничего не происходит в мире (3.10) и Ему принадлежит вечная слава через Господа нашего Иисуса Христа (8.2; 9.4; 10.4).

Иисус Христос – наш Господь и Спаситель (10.2, но прямо Спасителем (Σωτήρ) Христос в Д. не называется), Отрок Божий (9.2), Бог Давида (10.6); через Него дарованы от Бога жизнь вечная и ведение, вера и бессмертие (9.3; 10.2); Он – глава Церкви и духовно присутствует в ней, и видимо придёт на землю в день Суда (16.1, 7,8).

Святой Дух есть Бог с Отцом и Сыном (7.1,3); Он приготавливает людей к Божественному призыву (4.10); Он говорил через пророков. Грех против Св. Духа не будет прощён (11.7)[66].

б) Екклезиология (учение о Церкви)

Это учение не развито в достаточной степени, хотя имплицитно учение о Церкви присутствует. В основе его лежит мысль о кафоличности (сам термин не употребляется). По учению Д. Церковь (ε̉κκλησία) рассеяна по всему миру, но при этом образует единое мистическое тело: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян на холмах, и будучи собран, стал единым, так да будет соединена Церковь Твоя от концов земли в Царство Твое» (9.4). Т.о. реальное единение членов Ц. Христовой происходит в Евхаристии[67].

в) Учение о Св. Предании

Само название памятника «Учение 12-ти апостолов» говорит об особом, благоговейном почитании и бережном отношении автора к апостольскому Преданию, которое он стремится наиболее точно передать последующим поколениям христиан.

г) Нравственность

Нравственное учение сводится к учению о «двух путях», которое имеет основание в глубокой древности и напрямую связано с В.З. (ср. Иер. 21,8; Вар. 4,1; Втор. 30,15).

д) Мистология (учение о св. таинствах) или литургическая часть.

Отличается простотой и носит обобщенный характер, свойственный древнецерковному сознанию. В памятнике упоминается два таинства: Крещение и Евхаристия, хотя имеется слабый намёк и на таинство Покаяния. Крещению предшествует оглашение, пост. Крестить необходимо в имя Отца и Сына и Св. Духа, погружением в живой (т.е. проточной) воде, хотя за неимением её можно и в другой воде и даже допускается обливательный вариант Крещения (7). Пост христиан должен отличаться от поста лицемеров (т.е. иудеев – Понед. и Четверг) и должен совершаться в Среду и Пятницу. Д. предписывает троекратное чтение в продолжение дня молитвы «Отче наш». Евхаристия предваряется трапезой любви – агапой. Участие в Евхаристии позволяется только крещёным, причём приступающие к таинству должны очистить свою совесть исповеданием грехов (намёк на Покаяние) и примириться со своими противниками (10, 14) и т.о. достигнуть святости. Молитвы при совершении Евхаристии читают пророки, причём столько «сколько они хотят»[68]. Сам порядок ее совершения следующий: 1) благодарение о чаше (περί τοῦ ποτηρίου); 2) преломление хлеба и благодарение о преломляемом хлебе (περί δὲ τοῦ κλάσματος); 3) вкушение Евхаристии и 4) благодарение после вкушения. Этот порядок соответствует тому порядку, каторый обозначен в Евангелии от Луки (Лк 22, 16-19) и в 1 Кор. Апостола Павла (1 Кор. 10, 16-21). В Д. вино называется святым виноградом (или виноградной лозой) Давида, который явил нам Отец наш через Иисуса Христа – Отрока Своего, а евхаристическая пища и питие в отличие от обыкновенной пищи называется духовной пищей и питием, приводящим к бессмертию (10, 3). Эта вера в Евхаристию, как Плоть и Кровь Христову, удивительно совпадает с учением св. Игнатия Богоносца (см. Рим. 7)[69].

е) Структура христианской общины по Д.

Христианская община по Д. имеет пять видов церковного служения: апостолы, пророки, учители, епископы и диаконы. Отличительная особенность апостолов, пророков и учителей от епископов и диаконов заключается в том, что они добровольно принимали на себя это служение, а не были избираемы; не имели административной власти, а занимались служением слова, т.е. учительством; не были жёстко привязаны к какой-либо христианской общине; должны отличаться особой аскетичностью жизни.

Апостолы не должны задерживаться в одном месте более двух дней и им должны быть присущи совершенное нестяжание и нищета. Их проповедь обращена, прежде всего, к язычникам. Пророки проповедуют в христианской общине, причём здесь они могут задерживаться на довольно продолжительный срок. Их проповедь носит харизматический характер и их материально должна содержать община.

В отличие от пророков и апостолов учителя проповедуют Слово Божие не экстатически, а в виде поучений обычного характера, их знание – обычная человеческая учёность. К ним применяются менее строгие аскетические требования. Они также как и пророки могут довольно продолжительное время прибывать на одном месте, содержание их обеспечивает та христианская община, где они прибывают. Епископы и диаконы «поставляются общиной из достойных Господа, мужей кротких и не сребролюбивых, правдивых и испытанных». Обязанностью их является, помимо учительства, также, священнослужение и административное руководство хозяйством общины, которую они не имели права покидать на длительный срок [70].

ж) Эсхатология (учение о конце мира)

Одна из главных тем Д. Из молитв, приведенных в памятнике видно, что христиане молились о сокращении времени существования мира, между тем во II веке, христианство постепенно стало утрачивать свой эсхатологический оттенок и христиане стали уже молиться о продлении существования мира[71]. Автор Д. живёт ожиданием эсхатона и грядущей парусии Спасителя. Его эсхатология в основных моментах совпадает с Ев. от Мф. и 2 Фес. Особенность эсхатологического учения Д. представлена в 6-7 стихах 16 главы, где содержится намёк на первое воскресение праведников и их царствования со Христом на земле 1000 лет, до окончательной гибели мира (хилиазм)[72].


Послание апостола Варнавы (Псевдо-Варнава)

1. Вопрос об авторстве «Послания» и древние свидетельства о нем.

Первым из христианских писаний, упоминающих об этом сочинении явл. Климент Александрийский, который причисляет его к Н.З., а Варнаву называет «апостольским мужем» сотрудником ап. Павла. Вслед за Климентом, Ориген цитирует данное произведение, называя его «соборным (кафолическим) посланием». Евсевий Кесарийский причисляет «Послание Варнавы» к «спорным» (α̉ντιλεγόμενα) книгам Н.З.[73], а блаж. Иероним прямо признает его неканоническим (или апокрифическим)[74].

И Климент и Ориген и Иероним считают автором послания апостола от 70-ти Варнаву, спутника ап. Павла. Сведения о Послании теряются уже с IV века. О нем ничего не говорит Свт. Афанасий Александрийский в 39-м Послании, даже Епифаний Кипрский в жизнеописании ап. Варнавы ничего не упоминает о его Послании. Последнее упоминание о памятнике принадлежит Анастасию Синаиту (+599) и патр. Никифору (+828), которые не помещают его в канон Н.З.[75].

В связи со столь противоречивыми свидетельствами в патрологической науке возник горячий спор по поводу авторства этого Послания. Не смотря на позиции таких патрологов как свт. Филарет (Гумилевский), Гусев, Сагарда в современной науке возобладало мнение не признающее авторство «Послания» за Апостолом Варнавой по следующим причинам:

1) Это произведение не включалось в число канонич. книг Н.З. (за исключением ранне-александрийской церкви до IV в.);

2) Имя апостола Варнавы нигде в Послании не встречается и не написано;

3) Апостолы, по представлению автора, явл. людьми весьма грешными, что вряд ли может быть высказано таким человеком как Ап. Варнава (5 гл.);

4) Представления автора Послания о Ветхозаветной религии не могут соответствовать взглядам левита Варнавы;

5) Сам автор в выражениях «Бог вразумляет всех нас не обращаться прозелитами к закону иудейскому» и «До того как мы уверовали в Бога, обиталища сердца нашего было тленным и немощным, являясь действительно подобным храму, возведенному рукой человеческой, потому что было приисполнено идолослужения и являлось домом бесов, поскольку мы делали противоположное Богу» (XVI, 7), указывает на свое неиудейское происхождение[76].

Т.о. так называемое «Послание апостола Варнавы» не принадлежит Апостолу от 70-ти Варнаве, а, скорее всего, написано христианином из язычников, возможно носящим имя Варнава, и обращено к таким же, как он сам христианам из язычников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: