План «Дидахи»

Надписание.

История открытия памятника.

В 1873 году в библиотеке Иерусалимского (Святогробского) подворья в Константинополе никомидийский митрополит Филофей Вриений обнаружил рукописную тетрадь в 120 листов содержащую следующие произведения: 1) т.н. «Синопсис (обозрение)» Ветхого и Н.З. Иоанна Златоуста; 2) «Послание» Варнавы; 3) два послания Климента Римского; 4) «Учение 12-ти апостолов»; 5) Послания Игнатия Антиохийского в пространной редакции.

В рукописи памятник носит два названия:

1) в заглавии: Διδαχή τω̃ν δώδεκα α̉ποστόλων (учение 12-ти апостолов);

2) в первой строке: Διδαχή Κυρίου διά τω̃ν δώδεκα α̉ποστόλων τοι̃ς ε[θνεσιν (учение Господа, (переданное) через двенадцать апостолов языкам).

Более древним считается пространное надписание, которое говорит о том, что автор произведения излагает в сжатом виде важнейшие правила христианской жизни как учение Господа, переданное через 12 апостолов. Причём это учение Господа (διδαχή Κυρίου) преподавалось именно христианам из язычников, на что указывают слова (τοι̃ς ε[θνεσιν - в Н.З. язычники).

1. «Два пути» (гл. 1-6,1) (катехизическая или нравоучительная часть).

2. Литургическая часть (гл. 7-10).

3. Экклезиологическо-дисциплинарная часть (гл. 11-13, 14-15).

4. Эсхатологическая часть (16)[59].

4. Источники формирования и жанр памятника, автор, время и место написания его.

Д. носит компилятивный характер и связано с многими В.З., Н.З. и раввинистическими текстами. Некоторые исследователи насчитывают 98 более или менее буквальных цитат из В.З. (Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Неемия, Товит, Псал., Притчи, Премудрость, прор. Исаии и др. пророков), где до 42-х ссылок на книги хохмические и только 13-ть из пророческих[60]. На основании этого факта А. Гарнак выдвинул предположение что первая часть Д. являлась, в своей основе, не христианского, а иудейского происхождения. Она была составлена до Р.Х. как катехизическое руководство для наставления язычников, которые делались прозелитами и носила название «Учение о двух путях». Но проф. Сагарда Н.И. при исследовании памятника нашёл только две буквальные цитаты из В.З. (из. Мал. 1:11, 14- Д. 14.3 и из Захарии 14:5 – Д. 16.7), что не может служить вполне определённым доказательством иудейского происхождения Д[61].

Что касается Н.З. цитации, то она ещё более многочисленна. Насчитывают до 200 выдержек, более или менее близких к тексту Н.З. Главным образом это цитаты из Ев. Мф. (причём, как отмечает Сагарда, текст Мф. был таким же, как у нас)[62], встречаются намёки на Лк., послания Ап. Павла, Петра, Иакова, нет ни одной определённой цитаты из Ев. Ин. В связи с этим встаёт вопрос о том, каким именно текстом Н.З. пользовался автор. Было ли это устное евангельское предание или какой-то вид «согласованного Евангелия» наподобие «Диатесарона» Татиана (172-185). Современная наука считает, что автор Д. использовал текст Н.З. более древний, чем имеющийся в наличии у нас[63].

Но более детально изучение Д. сформировало вполне определённое научное мнение, по которому:

1) Д. является творением одного, анонимного автора, не принадлежащего к числу 12 апостолов, а лишь выражающего их веру, скорее всего он был христианин из иудеев;

2) Время его появления следует относить к 70-80 гг. I века – terminus post quem (предел времени после которого написано произведение), terminus ante quem (предел времени до которого было написано это произведение) – нач. II в. и, следовательно, именно Д. является первичным памятником, излагающим учение о «двух путях», а не «Послание» Варнавы и «Пастырь» Ермы, как предполагали некоторые ученые[64];

3) Д. адресовано христианским, из язычников, общинам западной Сирии и Палестины, здесь оно и было написано.

Что же касается жанра этого произведения, то оно наиболее соответствует архаическому апостольскому катехизису, изложенному в форме проповеди. Подобный катехизис имел место в кругу апостолов после Вознесения Спасителя (на эту мысль наталкивает след. места из Н.З.: Деян. 2,42; Рим. 6,17; 1 Кор. 4, 17; 2 Фес. 2,15; 1 Тим. 6,3; 2 Тим. 2,2; Тит. 1,9; Евр. 6, 1-2). Он служил нормой для миссионеров в их проповеднической деятельности и, вместе с тем, был предназначен для усвоения всеми обращающимися ко Христу и готовящимися ко крещению[65].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: