Священномученик Климент, епископ Римский

Содержание Послания.

Время и место создания памятника.

Легче всего в данной ситуации устанавливается terminus post quem (предел времени после которого написано произведение), т.к. сам автор в XVI гл. прямо говорит о разрушении Иерусалима в 70 г., т.е. «Послание» явно написано после 70-го г. Сложнее устанавливается terminus ante quem (предел времени до которого было написано это Послание). Современная наука, вслед за Гарнаком, ограничивает его 130г. Скорее всего «Послание Псевдо-Варнавы» написано между 110-130гг. [77]. Что касается места написания и адресата «Послания», то современные ученые считают, что оно было написано в Александрийской общине и предназначалось для христиан этой местной церкви. Это подтверждают упоминания о «Послании» у Климента, Оригена и в Синайском Кодексе.

«Послание» может быть разделено на две части:

1) Полемико-догматическая (1-17гл.), занимающаяся вопросом о значении Ветхого Завета;

2) нравоучительная (18-21гл.).

4. Богословие «Послания»

Автор особо подчеркивает Божество Христа: Он есть «Господь всего мира» (παντὸς του̃ κόσμου Κύριος) и к нему обращался Бог Отец, говоря «сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт 1,26).

Само Воплощение объясняется в сочинении следующим образом: «если бы Сын Божий не пришел во плоти, то люди не моги быть спасены, т.к. созерцать непосредственно Божество они не в состоянии, поскольку не могут даже взирать на солнце, сотворенное Богом» (5,10). Цель воплощения Сына Божьего следующая: «Итак, Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал» (5 гл.).

Само дело спасения состояло в том, что Господь «обновил» (α̉νακαινίσας) нас, и посредством отпущения грехов создал как бы наш «новый образ» (ε̉ποίησεν ηJμα̃ς α[λλον τύπον). Поэтому, принявши Таинство Крещения, мы заново созданы Христом и имеем младенческую душу (6,11). После Крещения христианин становится храмом Божьим, в нем живет и через него пророчествует Сам Христос (16 гл.).

Т.о. Домостроительство спасения, согласно автору, достигает своей кульминации в Таинстве Крещения, которое понимается как новый акт творения человека[78].

Присутствуют в «Послании» и хилиастические [79] моменты: «Бог сотворил мир в 6 дней. Это означает, что в 6000 лет совершил Господь все, ибо один день у него – 1000 лет, т.к. Он Сам свидетельствует: Нынешний день как тысячу лет (Пс. 89,4). И так, дети, в 6 дней, в 6000 лет все закончится. И почил Господь в день 7-й (Быт 2,2). Это значит, что когда придет Сын Его, то упразднит время беззакония и будет судить нечестивых, и изменяться солнце, луна и звезды, и тогда Он прекрасно успокоится в день седьмой.…потом будет восьмой день, начало другого мира; поэтому и мы проводим с радостью день восьмой, в который и Иисус воскрес из мертвых и, явившись взошел на небеса» (15)[80].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: