Планирование и прогнозирование- основа успеха деятельности организации.
Планирование - особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития организации и его структурных подразделений на определенный период времени в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.
Назначение планирования состоит в стремлении max-но учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
Функции планирования:
1. Ориентир для руководителя на будущее
2. Координация действий руководства, согласование целей и задач предприятия в целом и его структурных подразделений
3. Оптимизация показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой.
4. Оптимальная оценка потенциала предприятия
5. Выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
6. Делает предприятие более подготовленным к изменениям экономической ситуации
7. Взаимосвязь между должностными лицами и степенью их ответственности
|
|
8. Позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики деятельности предприятия.
Планирование - это процесс разработки плана программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.
В настоящее время торговые организации осуществляют планирование в условиях неопределенности, неустойчивых темпов развития, низкой покупательной способности населения и т.д.
Это требует тщательной предварительной обработки будущих действий, что составляет основу прогнозирования - важнейшего элемента планирования.
Прогнозирование отличается от планирования тем, что оно носит многовариантный характер, а главным в планировании является принятие конкретного решения плановой задачи.
Стадии процесса планирования:
---формулирование проблемы
---определение целей и постановка задач
---планирование средств достижения целей с учетом ресурсного обеспечения
---проектирование, внедрение и контроль
---анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на будущий период.
Указанные стадии находятся в непосредственной взаимозависимости между собой. Последовательность данных стадий не регламентирована.
Процесс планирования может произ-ся в 2-х направлениях:
1. Прямой - рассматриваются текущие факторы и предложения, а затем переходят к определенным целям.
2. Обратный - начинается с желаемых целей, затем исследуются факторы и ресурсы.
Основным элементом системы планирования являются принципы планирования:
1. гибкость или адаптивность - реакция на изменение условий, которое проявляется в способности планов менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному снижению эффективности деятельности предприятия.
|
|
2. непрерывность - предполагает внесение изменений в процесс составления и реализации планов, а также продление планов для достижения намеченных целей.
3. оптимальность и экономичность
оптимальность - это выбор из альтернативных вариантов развития того, который обеспечит max эффективность функционирования экономического объекта
экономичность- это достижение поставленных целей наиболее рациональным способом.
4. комплексность - это взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов системы планирования.
5. вариантность - это рассмотрение всех возможных альтернатив
6. целенаправленност ь - это разработка планов для достижения конечного числа намеченных целей.
7. научность - это научное обоснование принятого варианта плана
8. координация - означает, что необходимо планировать как деятельность предприятия в целом, там и его структурных подразделений, т.е. должна быть ориентация на комплексное решение проблем.
9. интеграция - предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления.
В процессе разработки планов торговые организации используют различные методы планирования ( совокупность конкретных способов и приемов составления планов ):
1. технико-экономических расчетов (нормативный) - основан на использовании в процессе планирования различных норм, нормативов, тарифных ставок (нормы амортизации, нормативы товарных запасов)
2. расчетно-аналитический (экономико-аналитический)- предполагает:
---анализ отчетных данных за предшествующие периоды
---оценку достигнутого уровня развития, принимаемого за исходную базу
---экспертную оценку изменения показателей и проведение на их основе расчета плановых показателей
3. экономико-математический - суть состоит в том, чтобы представить экономическую задачу в математической форме, т.е. в виде формул, уравнений.
Экономико-математическая модель - этосовокупность математических формул, характеризующих поставленную задачу.
4. балансовый - предполагает увязку взаимосвязанных показателей (балансы доходов и расходов населения, балансы ресурсов)
5. оптимизацииплановых решений - предполагает многовариантные расчеты плана и выбор из многих вариантов оптимального плана по определённым критериям (max прибыли, min издержек обращения)
6. программно-целевой - в его основе лежит определение конечных целей развития, средств их достижения путем составления программ и подпрограмм.
Любой план находит свое непосредственное выражение через совокупность определенных показателей. Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги развития торговой организации.
Классификация показателей:
1. По форме выражения:
а)---натуральные - характеризуют экономические явления в натуральных единицах (торговая S, емкость складов и др)
---стоимостные - характеризуют экономические явления в денежном выражении (розничный и оптовый товарооборот, стоимость основных фондов,оборотных средств)
б)---абсолютные
---относительные (%, коэффициенты, индексы)
2. По содержанию:
---количественные (объемные) - характеризуют количественную сторону экономических явлений (объем товарооборота, численность работников, численность обслуживаемого населения)
---качественные – относительные (уровни доходов, производительность труда, товарооборот на 1м2 S, коэффициент использования оборудования, сменности).
3. По методам применения:
---расчетные
---утвержденные
|
|