Факторы, влияющие на спрос:
1. экономического порядка: объём производства, экономическая ситуация в стране, инфляция, степень насыщенности рынка товарной массой, уровень денежных доходов населения, степень обеспеченности предметами длительного пользования.
2. социального порядка: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительские привычки и др.
3. демографические: численность и состав населения, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, миграция населения.
4. природно-климатические: продолжительность времён года, температура воздуха, географические условия.
5. национально-исторические: традиции, обычаи
6. морально-психологические: мода, реклама.
Решающую роль на спрос оказывают розничные цены, деженые доходы населения, производство, численность и состав населения, т.к. от них зависит как общий объём спроса, так и его товарно-групповая структура.
Одним из важнейших факторов является ЦЕНА товара или услуги.
|
|
Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, называется ценой спроса.
Спросу присуща такая характеристика, как эластичность.
Эластичность – способность спроса или потребления изменяться под влиянием отдельных факторов. Способность спроса повышаться или понижаться под воздействием изменений, определённых его факторов, составляет суть эластичности спроса (определяется с помощью коэффициента эластичности).
Положительное значение коэффициента характеризует прямую связь между фактором и спросом. Отрицательное значение – обратную зависимость.
3.Прогнозирование спроса. Баланс денежных доходов и расходов населения.
Прогнозирование спроса – научно-обоснованное предвидение перспектив развития спроса, его количественных и качественных характеристик с целью сбалансированности спроса и товарного предложения, а также управления спросом в будущем.
Товарное предложение – количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период времени.
Задача сбалансированности спроса и предложения решается в два этапа:
1 -происходит сбалансирование по общему объёму на основании разработки баланса денежных доходов и расходов населения и балансов товарных ресурсов.
2 -происходит сбалансирование товарно-групповой структуры спроса и объёма предложения с использованием различных методов прогнозирования.
Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объём и источники образования денежных доходов населения, а также объём и направления денежных расходов. Он составляется в территориальном разрезе по республике в целом, по областям, регионам и крупным городам за 3 периода:
|
|
1.отчётный – составляется Министерством статистики и анализа РБ.
2.ожидаемый (текущий) – составляется Министерством экономики РБ.
3.плановый (прогнозный) – составляется Министерством экономики РБ.
Разделы баланса:
1.Денежные доходы населения - ЗП, пенсии, пособия, стипендии, доходы от продажи с/х продукции, доходы от предпринимательской деятельности, поступления из финансовой системы (кредит, ссуда).
2.Денежные расходы и сбережения - покупка товаров, оплата услуг, обязательные платежи в финансовую систему, покупка валюты, приобретение ценных бумаг и облигаций, прирост вкладов в банк (счёт в банке).
Эти два раздела характеризуют миграцию денег и изменение остатка денежных средств на руках у населения. Общий объём спроса на товары определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворённого спроса и миграцией денежных средств.
Покупательные фонды (ПФ) – денежные доходы населения, предназначенные для покупки товаров и оплаты товарных услуг. Рассчитывается как разница между общей суммой денежных доходов ДД и суммой нетоварных расходов и сбережений НР(по балансу). ПФ= ДД-НР
Нетоварные расходы (НР): оплата коммунальных и бытовых услуг,платежи в бюджет и т.п.
Они носят обязательный характер и рассчитываются в первую очередь.
Объём розничного товарооборота РТО по региону должен в основном соответствовать ПФ при нормальной ситуации с товарным предложением. Разность между показателями должна быть на величину покупок учреждений и организаций в порядке мелкого опта (МО) и на величину инорайонного спроса, т.е. покупок неместными жителями с др городов и районов (ИС).
ПФ=РТО-МО-ИС
ИС=РТО-ДД+НР-МО
4.Емкость рынка. Ее расчёт.
Основные характеристики рынка товаров народного потребления:
1.ёмкость рынка
2.доля рынка
3.конъюнктура рынка
Ёмкость рынка – экономическая категория, которая определяется объёмом реализованных товаров в течение определённого периода времени в физических или стоимостных единицах изменения и в конечном счёте представляет собой объём возможного потребления товаров.
Составляющие емкости рынка:
1.объём покупок товаров населения, т. е. ПФ
2.объём покупок по мелкому опту (МО)
3.инорайонный спрос (ИС)
ЕР=ПФ+МО+ИС
Факторы, оказывающие влияние на ёмкость рынка:
1.уровень развития производства, перспективы его развития
2.размер и динамика покупательских фондов – ПФ
3.уровень и состояние пенсионного обеспечения
4.налоговая политика в отнощении населения
5.уровень тарифов и динамика цен на жильё и коммунальные услуги
ТЕМА 1.4. Ресурсы товаров народного потребления (ТНП).