Виды планирования. План хозяйственной деятельности торговой организации

По характеру планирования различают:

Индикативное планирование - система, которая направлена на выявление желательных целей. Оно осуществляется посредством интеграции и координации, т.е. носит информационно-справочный характер.

Директивное (централизованное) планирование - представляет установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей, натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др.

Свое материальное воплощение процесс планирования находит в плане.

План- это документ, в котором фиксируются цели деятельности предприятия, согласованные действия предприятия и его структурных подразделений, варианты решения проблем в условиях неожиданного изменения ситуации.

Классификация планов и планирования:

1. В зависимости от стадии общественного производства:

---планы произодства ---планы распределения

---планы обмена ---планы потребления

2. По степени комплексности:

---сводные ---специальные (более узкаянаправленность)

3. По степени охвата планированием:

---общее ---частичное

4. По предмету планирования:

---целевое ---программное

---планирование действий

5. По длительности планового периода:

---долгосрочное (стратегическое) - на срок более 5лет

---среднесрочное - конкретизирует долгосрочные (от 1-5лет)

---краткосрочное (текущее, оперативное) - до 1года

6. По функционально-целевому назначению:

---план торговой деятельности в разрезе основных показателей (товарооборот, издержки обращения, доходы)

---производственно-торговый

---финансовый (доходы и расходы предприятия)

---коммерческий (связанный с товароснабжением и оценкой использования товарных запасов)

---план социального развития предприятия

---инвестиционный (план капитальных вложений)

---бизнес-план

Выделяют также такие виды планирования, как:

-Стратегическое - основной задачей является оценка возникших последствий происходящих перемен и их предвидения. В стратегическом плане формируются главные приоритетные цели и задачи.

-Тактическое - призвано направить текущую деятельность предприятия на достижение стратегических целей и обеспечить согласованную работу структурных подразделений.

-Оперативное - это планирование конкретных действий, мероприятий, направленных на достижение заданных целей. Оперативный план имеет узкую направленность, высокую степень детализации (конкретизированный), и характеризуется использованием различных приемов и методов при его обосновании.

Отдельным видом планирования выступает бизнес-планирование.

Бизнес - план – описание исходного состояния экономической системы и направлений её изменения для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности и этапов реализации, технико-экономическое обоснование проекта.

С учётом целевой направленности можно выделить следующие основные виды бизнес - планирования:

---инвестиционого проекта

---вновь создаваемого предприятия

---для получения кредитных ресурсов

---приватизируемого предприятия

Цель разработки бизнес - плана – иметь план хозяйственной деятельности на краткосрочную и среднесрочную перспективу, отвечающий потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов.

Может разрабатываться на 1 год или укрупнено на 4-5 лет. При подготовке инвестиционного проекта бизнес-план разрабатывается на период его осуществления.

Задачи составления бизнес-плана:

1).описать вид и тип предприятия

2).определить конкретные направления деятельности (специализация, рыночная ниша, возможное место на данном сегменте рынка)

3).рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата денежных сумм

4).уточнить направления использования денежных средств

5).определить потребность в кадрах, их количестве, квалификация и оплате труда

6).составить план действия по выходу и закреплению на рынке

7).учесть положение действующего законодательства

8).оценить конкурентное окружение и изучить рынок

9).разработать программу продвижения товаров на рынок, включающую затраты на рекламу, стимулирование продаж, расширение каналов сбыта и т. п.

10).определить ценовую политику предприятия и динамику цен на выбранном рыночном сегменте

11).установить цели по объёмам продаж с выделением отдельных этапов, выбрать формы и методы продажи товаров

12).исследовать условия предложения товаров производителями (поставщиками)

13).составить план доходов и расходов и др. разделы финансового плана

При разработке бизнес-плана для того, чтобы он отвечал требованиям пользователей (менеджеров, банков, инвесторов) следует учитывать принципы, выработанные международной практикой (ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надёжность, преемственность).

Бизнес план, разработанный с учётом основных принципов, является инструментом управления на предприятии. Он оформляется в виде текстового, табличного и графического материала. Структура и объём разделов бизнес-плана определяется разработчиком самостоятельно с учётом особенностей применяемой технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow