Вопросы для самопроверки

Эффект от увеличения масштаба производства

Любой производитель должен в значительной мере обращать внимание на спрос на его продукцию. Если спрос на его продукцию увеличивается, производитель должен включать новые факторы в производство для удовлетворения нужд покупателей. Еще одним признаком успешности производителя является эффективное использование ресурсов.

Закон эффекта масштаба выражает изменение экономической эффективности при росте масштабов хозяйственной деятельности. Этот закон объясняет как будет меняться масштаб производства при изменениях определенных факторов.

Различают такие виды эффектов масштаба:

— возрастающий;

— неизменный;

— нисходящий.

Возрастающий эффект масштаба производства включает в себя:

— повышение производительности труда и средств труда;

— увеличение предприятия ведет к увеличению его возможностей в расширении и модернизации производства.

Неизменный эффект масштаба заключается в том, что усовершенствование и увеличение величины предприятия не меняет его производительность.

Нисходящий эффект масштаба заключается в том, что когда предприятие вводит или выводит из производства определенные факторы производства, его производительность уменьшается.

Таким образом, главной особенностью производства является потребность в анализе. Производитель должен перед совершенствованием производства сделать расчеты, которые бы показали, следует ли делать модернизацию или нет.

1. Охарактеризовать взаимосвязь совокупного, среднего, предельного продукта.

2. Какое правило рационального использования ресурсов?

3. Какое правило наименьших издержек от использования ресурсов?

4. Какое правило максимизации прибыли от использования ресурсов?

5. Чем изокванты отличаются от изокосты?

6. Чем подтверждается возрастающая экономия от масштаба?

ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

7.1. Доход, расходы и прибыль фирмы.

7.2. Издержки производства и прибыль фирмы в краткосрочном периоде.

7.3. Издержки производства в долгосрочном периоде.

Рекомендованная литература: [1, т. 2, с. 45 — 90; 2, с. 192 — 207; 3, с. 74 — 88].

Ключевые понятия: выручка от реализации продукции фирмы, доход, прибыль, затраты, издержки, расходы, себестоимость, внешние издержки, внутренние издержки, условно-постоянные расходы, условно-переменные расходы, совокупные издержки, предельные издержки, точка безубыточности, порог рентабельности.

7.1. Доход, расходы и прибыль фирмы

Фирма — это экономический субъект, который занимается продуктивной деятельностью и имеет хозяйственную самостоятельность в вопросах производства и реализации продукции.

Для производства товарной продукции фирма использует факторы производства (ресурсы), на приобретение которых расходует средства. Средства и блага в натуральном выражении, которые тратит фирма для производства продукции называются расходами (также: издержками, затратами, себестоимостью) производства продукции.

Прибыль фирмы (profitП) определяется как разницамежду совокупной выручкой (total revenue) и совокупными расходами (total cost), формула 7.1:

П = TR ― TC (7.1)

Расходы бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним расходам относят платежи внешним относительно данной фирмы поставщикам. Отнявиз совокупного дохода (выручки от реализации товарной продукции) внешние расходы, мы получаем бухгалтерскую прибыль, которая не учитывает внутренние, или скрытые расходы.

Внутренними расходами являются:

¾ расходы на ресурсы, которые принадлежат самому предпринимателю;

¾ нормальная прибыль на предпринимательскую способность, или альтернативный доход.

Отняв из бухгалтерской прибыли внутренние расходы, получают экономическую прибыль.

Внешний и внутренний расходы в сумме образуют экономические, или альтернативные расходы. Это значит, что при определении величины реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании [1, 2].

Экономические расходы позволяют понять расхождение между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют результаты за отчетный период. Экономиста интересуют перспективы деятельности фирмы, в связи с чем отслеживается цена наилучшей альтернативы использованию ресурсов.

Необходимо различать совокупный, средний и предельныйдоход.

Совокупный доход (Total Revenue — TR) — это сумма дохода, который получает фирма от продажи определенного количества товара (7.2):

TR = Р · Q, (7.2)

где

Р — цена товара,

Q (Quantity) — количество проданного товара.

Средний доход (Average Revenue — AR) — доход от проданного товара, который приходится в среднем на единицу этого товара. В условиях совершенной конкуренции рассчитывается по формуле 7.3:

(7.3)

Предельный доход (Marginal Revenue — MR) — увеличение дохода, который возникает за счет увеличения выпуска продукции на 1 дополнительную единицу товарной продукции (7.4):

или (7.4)

Если отложить на оси абсцисс количество товарной продукции, а на оси ординат совокупную выручку от её реализации, то зависимость дохода от продукции изображается в виде луча ОМ (рис. 7.1).

Согласно графику рис. 7.1,

Согласно к формулы (7.1), для определения прибыли фирмы необходимо знать не только совокупный доход (выручку от реализации), но и явные совокупные издержки на производство продукции, которые состоят из суммы условно-постоянных и условно-переменных расходов (рис. 7.2).

Совокупные постоянные расходы (Total Fixed Cost — TFC) — это расходы, величина которых в краткосрочном периоде не меняется относительно изменения объема производства (расходы связаны с начислением амортизации от использования зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендная плата, административные расходы, в том числе окладная (фиксированная) заработная плата с начислениями руководителей и инженерно-технических рабочими, младшего обслуживающего персонала. Прямая постоянных расходов, которые представляет собой константу, параллельная оси абсцисс, находится на уровне условно-постоянных расходов фирмы за месяц или год, которые не зависят от объемов производства фирмы в краткосрочном периоде [3].

Средние постоянные расходы (Аverage Fixed Cost — AFC) рассчитываются по формуле (7.5):

(7.5)

Если совокупные постоянные расходы — TFC не меняются с изменением объемов производства в краткосрочном периоде и могут составлять любую величину, то средние постоянные расходы — AFC, уменьшаются обратно пропорционально росту объемов производства. Рост объемов производства является резервом уменьшения себестоимости единицы товарной продукции за счет уменьшения средних условно-постоянных расходов производства.

Совокупные переменные расходы (Total Variable CostTVC) — это расходы, величина которых меняется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства, например расходы на сырье, материалы, оплату труда рабочих, которые непосредственно производят продукцию.

Средние переменные расходы рассчитываются по формуле (7.6):

(7.6)

Совокупные общие расходы (Тotal Сost — TC) — сумма постоянных и переменных расходов фирмы на производство товарной продукции в краткосрочный период (7.7):

(7.7)

Средние общие расходы (Аverage Тotal Cost — АТС) рассчитываются по формулам (7.8) и (7.9):

(7.8)

(7.9)

На графике кривую АТС получают путем суммирования кривых AFC и AVC. Сравнение средних общих расходов с уровнем цен позволяет определить величину прибыли (рис. 7.2, б).

Предельные расходы — это увеличение совокупных расходов, вызванное производством каждой дополнительной единицы продукции, рассчитывается по формуле (7.10):

(7.10)

Если FC = 0, то предельные расходы — это производственная функция только от переменных расходов (7.11):

(7.11)

Когда МС < АТС, кривая средних расходов идет вниз: производство каждой новой продукции уменьшает средние расходы.

Когда МС > АТС, кривая средних расходов идет вверх — производство новой единицы продукции увеличивает средние расходы.

Когда МС = АТС, то AТC = min — правиломинимизации расходов фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: