Виды операционных стратегий

Роль оперативного планирования в различных типах производства

Роль оперативного планирования на предприятии различна в зависимости от типа производства.

Различают три основных типа производства:

· Массовое производство

· Серийное производство (крупно-, мелкосерийное)

· Единичное производство

Массовое производство – характеризуется высоким уровнем концентрации и узкой специализацией предприятия на выпуске небольшой, но относительно устойчивой номенклатуры изделий в больших количествах, в течение длительного времени. Поэтому оперативное управление (а таким образом, и оперативно-календарное планирование) должно быть нацелено на непрерывный ход технологического процесса в соответствии с заданным на данное время ритмом выпуска готовой продукции. Кроме того, необходим строгий контроль «узких мест».

Серийное производство – в этом производстве выпускается более широкая, чем в массовом производстве, номенклатура изделий, в которой имеется постоянная, но не массовая потребность. При этом в течение планового периода изделия выпускаются относительно равномерными сериями. Оперативное планирование в серийном производстве играет роль стабилизатора ритмичности выпуска продукции в соответствии с оптимальными партиями запуска продукции в обработку и календарным периодом. При этом необходимо учитывать оптимальные величины незавершенного производства по отдельным видам продукции.

Единичное производство – рассчитано на специализацию выпуска обширной и непостоянной номенклатуры изделий, потребность в которых исчисляется единицами. Оперативное планирование осуществляется исходя из сроков выполнения заказов, при этом составляется единый сквозной график производства продукции с учетом длительности производственного цикла на каждом этапе.

Операционная стратегия – выражается в принятии решений, связанных с разработкой производственного процесса (выбор подходящей технологии, составление временного графика процесса, определении величин товарно-материальных запасов и т.п.) и инфраструктуры (выбор систем планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации операционной функции компании) необходимой для его поддержания.

Операционная стратегия заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов предприятия, нацеленных на максимально эффективную поддержку его долговременного конкурентного преимущества (в качестве конкурентного преимущества выделяют низкие издержки или дифференциация по качеству).

В случае, когда невозможно достижение устойчивого конкурентного преимущества над самыми крупными конкурентами, необходимо определить операционные приоритеты предприятия.

Путь к успеху любой операционной стратегии заключается в том, чтобы максимально точно определить все возможные варианты приоритетов, понять каковы последствия выбора каждого из имеющихся вариантов, а также то, на какие компромиссы придется идти в случае избрания того или иного варианта.

Различают несколько основных типов операционных приоритетов:

1. Низкие издержки

2. Качество и надежность продукции

3. Срок выполнения заказа

4. Надежность поставок

5. Способность фирмы реагировать на изменение спроса

6. Гибкость и скорость освоения новых видов сопутствующих услуг

7. Специфические приоритеты товара.

С течением времени приоритеты изменяли свой ранг с точки зрения значимости, однако в последнее время первое место было отдано приоритету соответствия качества техническим требованиям.

Для достижения перечисленных приоритетов используют различные операционные стратегии. Рассмотрим их более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: