Количество воздуха, подаваемого в топки котлов, определяется требованиями полного сгорания топлива и обеспечения необходимых температурных условий для обслуживающего персонала.
Осевой вентилятор дан на рис.52, б. В нем воздух, всасываемый через патрубок 2, поступает к рабочему колесу 1, идет вдоль его оси, проходит между лопастями колеса, и затем поступает в нагнетательную трубку 3 или выходит наружу. Осевые вентиляторы создают незначительный напор, поэтому на судах их применяют для вентиляции трюмов, жилых и служебных помещений.
Осевые вентиляторы более компактны и просты по устройству, чем центробежные. Их выполняют одно- и двухколесными. В двухколесном исполнении направляющего аппарата нет.
Как правило, на судах для вентиляции помещения МКО, гирокомпаса, электронной аппаратуры, АДГ, отсеков электродвигателей, кладовых, камбуза и других помещений используют как вдувные (приточные) – осевые вентиляторы, которые подают воздух с температурой наружной среды. На камбузе, в буфете, прачечных, сушилках, в помещениях для хранения рабочей одежды, помещениях гирокомпаса, электронной аппаратуры, аккумуляторных, в отсеках электродвигателей предусмотрена вытяжная вентиляция с помощью осевых вытяжных вентиляторов. Такие вентиляторы установлены также во всех общих и индивидуальных, туалетах, банях, ваннах и лазаретах.
Расход воздуха вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению частоты вращения т.е.
Q 2/ Q 1 = n 2/ n 1.
Давление (напор), создаваемое вентилятором, изменяется пропорционально частоте вращения, т.е.
Мощность, потребляемая вентилятором, изменяется пропорционально частоте вращения в кубе, т.е.
Учитывая приведенные выше соотношения при эксплуатации котельных вентиляторов, следует регулировать их подачу (где это возможно) изменением частоты вращения в зависимости от расхода воздуха, необходимого для работы котлов.
При подготовке вентилятора к действию необходимо снять крышку со стороны притока воздуха, если она предусмотрена, и прочно укрепить ее на специальных креплениях. Вентиляторы с большим расходом воздуха рекомендуется пускать при открытой заслонке. В случае, если предусмотрено охлаждение подшипников вентилятора, следует убедиться в поступлении охлаждающей среды к подшипникам.
При подготовке вентилятора к работе после монтажа или ремонта необходимо по возможности проверить отсутствие на лопастях трещин, вмятин, прогиба, ослабления заклепок на них.
Во время работы вентилятора нельзя допускать ударов и толчков по кожуху вентилятора во избежание вмятин и перекосов, которые могут привести к задеванию рабочего колеса за кожух и выводу его из строя. При появлении стуков и ударов, а также при заметном увеличении вибрации, вентилятор останавливают.
После аварийной остановки вентилятора следует выяснить причину его ненормальной работы, проверив крепление вентилятора, состояние амортизаторов и муфт, крепление рабочего колеса и его балансировку, отсутствие посторонних предметов внутри вентилятора. Неплотности на соединениях корпуса вентилятора устраняется заменой поврежденных прокладок и обжатием соединений. Причинами малой подачи воздуха могут быть:
- неисправное положение заслонок,
- засорения и неплотности в воздуховодах,
- недостаточная частота вращения или неправильное направление вращения вентилятора.
В момент остановки следует прослушивать механизм вентилятора, чтобы убедиться в отсутствии шумов, стуков и задевания.