В свою очередь, ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки. Так как согласно Федеральному закону от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
· организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
· бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
В законе изложены обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Так организации (в том числе и здравоохранения) обязаны:
1. Организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности.
2. Создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов.
3. Разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий.
4. Проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время.
5. Выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
6. При объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени (общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ - Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»).
7. Оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
· обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
· обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
8. Предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
9. Создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
1.4 Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе, призыв на сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Раздел II данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
На основании требований вышеуказанных законов, постановлений Правительства Российской Федерации разработаны различные инструкции, методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Подтверждением этому является:
А. Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22 декабря 1999 г. № 144);
Б. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения РФ (ДСП, 21 июня 1999 г.).
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан пребывающих в запасе, (т.е. требований вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов РФ) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. И в этом отношении предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодексом Российской Федерации.