
Рисунок 22 – Объемные схемы напряженного состояния:
- трехосное сжатие;
- разноименные схемы;
- трехосное растяжение;
Схема 01 имеет место при обычном процессе прокатки или ковке:
возникает за счет давления валков на металл;
возникает за счет сил трения, препятствующих уширению металла;
возникает за счет сил трения, препятствующих выходу металла из валков, т.е. действующих в продольном направлении очага деформации. При прокатке
>
>
.

Рисунок 23 – Схема напряженного состояния при прокатке.
При ковке
возникает за счет удара бойка молота о металл;
и
возникает за счет сил трения, действующих в поперечном направлении очага деформации.
Схема 02 имеет место при волочении или при прокатке с натяжением. При волочении
и
возникают за счет давления стенок фильтра на металл;
возникает за счет тянущего усилия (Рисунок 24).
При волочении
= 

Рисунок 24 – Схема напряженного состояния при волочении.
Прокатку с натяжением применяют, чтобы снизить давление в очаге деформации и повысить устойчивость раската между клетями. При прокатке с натяжением
возникает за счет давления валков на металл;
возникает за счет сил трения, препятствующих уширению;
возникает за счет натяжения переднего и заднего конца.

Рисунок 25 – Схема напряженного состояния при прокатке с натяжением.
Схема 03 практического применения не получила, но возможна в некоторых частях деформируемого тела при ковке и штамповке.
Схема 04 имеет место при испытании образца на разрывной машине в момент образования шейки, а так же при прокатке круглой заготовки на прошивном стане (бесшовные трубы).






