Понятие хеджирования

Важной функцией фьючерсных рынков является создание возможности для торговых участников уменьшить или контролировать риск путем переноса его на других участников. Деятельность по торговле фьючерсными контрактами с целью уменьшения или контроля над ценовым риском на наличном рынке называется хеджированием.

С операционной точки зрения, ценовой риск – это риск колебаний в нетто-доходах фирмы, вызванных неожиданными изменениями в ценах на продаваемую и / или покупаемую продукцию.

Хеджеры – это лица или компании, владеющие или планирующие владеть активом и учитывающие, что стоимость актива может измениться до их участия в продаже или покупке.

В Налоговом Кодексе РФ /6/ дано следующее определение хеджирования: «под операциями хеджирования понимаются операции с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектами хеджирования признаются активы…, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами».

Суть стратегии хеджирования состоит в том. Что участник рынка в каждый момент времени занимает прямо противоположные позиции на наличном и фьючерсном рынках. Направление движения цены на обоих рынках совпадает, но на одном рынке хеджер является продавцом, на другом – покупателем. Поэтому любые изменения цен на этих рынках взаимопогашаются.

Уменьшая риск потерь, связанных с изменением цены актива, хеджирование лишает возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хедж означает отказ от получения непредвиденнойприбыли в случае, если цены будут меняться противоположным образом.

Наибольшее распространение на фьючерсном рынке получило т.н. фьючерсно-спотовое хеджирование.

Это процесс, состоящий из двух этапов. На первом этапе хеджер, оценив ситуацию на наличном рынке, покупает или продает фьючерсный контракт (первая позиция). На втором этапе хеджер должен закрыть позицию до наступления времени исполнения фьючерсного контракта, т.е. заключить офсетную сделку (вторая позиция). Контракт по первой позиции (открывающей) и второй позиции (закрывающей) должен быть на один и тот же (или аналогичный) товар, в том же количестве и в тот же месяц поставки.

Если первая позиция хеджера включает продажу фьючерсного контракта, она определяется как короткий хедж. Если же первая позиция включает покупку фьючерсного контракта, то она называется длинным хеджем.

Таким образом, внешне операция хеджирования неотличима от спекулятивной игры. Хеджер, так же как и спекулянт, сначала открывает, а затем закрывает позиции, не доводя заключенные контракты до поставки. Отличие состоит в том, что хеджер с помощью операций на фьючерсном рынке страхует операции, проводимые на рынке реального товара. Действия хеджера, в отличие от спекулянтов, обязятельно сопровождаются совершением реальной сделки с хеджируемым активом.

Проведение хеджевых операций требует открытия специального хеджевого счета.

Успешное хеджирование зависит от степени корреляции наличных ифьючерсных цен. Чем она выше, тем эффективнее хедж. Однако всегда существует риск, что негативное изменение наличных цен не будет полностью компенсировано изменением фьючерсных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: