double arrow

Короткое и длинное хеджирование


Хеджирование продажей (короткий хедж) – продажа фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара на наличном рынке. Этот вид хеджирования применяется:

1) торговыми фирмами для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками;

2) производителями, экспортерами товаров для защиты (фиксирования) цен будущей продукции;

3) владельцами ценных бумаг и валюты для защиты от снижения стоимости активов.

Короткий хедж начинается продажей фьючерсного контракта и завершается его покупкой.

Использование короткого хеджа можно определить следующим образом: занимая длинную позицию на реальном рынке, на фьючерсном рынке следует занимать короткую позицию. Иначе: планируя продать товар впоследствии, следует продать фьючерсный контракт сейчас.

Пример. В апреле российский производитель – экспортер алюминия – опасается падения цены, которую он получит за свою продукцию при поставке на экспорт. Поставка планируется через 3 месяца – в июле, однако, производитель алюминия хочет зафиксировать цену сейчас. Допустим, целевая цена экспортера и одновременно рыночная цена на российский алюминий составляет 1100 долл. за тонну; объем поставки – 7,5 тыс.т. Чтобы застраховаться от неблагоприятного изменения цены, экспортер продает на Лондонской бирже металлов 300 августовских фьючерсных контрактов на алюминий по 25 т каждый (т.е. 7,5 тыс.т.). Фьючерсная котировка в то время составляла 1260 долл. / т. Через три месяца фьючерсная котировка на бирже понизилась до 1160 долл. /т., а рыночная цена на российский алюминий до 1000 долл. /т. По этой цене экспортер поставляет алюминий и одновременно ликвидирует позиции на рынке фьючерсных контрактов. Результаты хеджирования представлены в таблице.




Таблица – Хеджирование экспортера алюминия.

Случай А – падение цены

Время Наличный рынок Фьючерсный рынок Базис
апрель     июль Нет сделок. Планируется поставка алюминия через три месяца. Целевая цена 1100 долл./т. Ожидаемая выручка1100*7500=8250000 долл.   Продажа алюминия по 1000 долл./т. Фактическая выручка 7500000 долл. Продажа 300 августовских контрактов по 25т по 1260 долл./т   Покупка 300 контрактов по 1160 долл./т -160 долл./т     - 160долл./т
Резуль-тат Потери: 100 долл./т. На весь объем экспорта 750000 долл. Прибыль: 100 долл./т. На весь объем экспорта 750000 долл.  

Нетто-результат: 100-100=0.



Конечная цена продажи: 1000 + 100 = 1100 долл./т.

Таким образом, в результате операции потери на наличном рынке компенсировались прибылью на фьючерсном рынке, что позволило производителю получить намеченный уровень цен.

Такой результат стал возможен благодаря синхронному движению (одинаковому изменению) наличных и фьючерсных цен, т.е. постоянству базиса.

В то же время, если бы в вышеприведенном примере рыночная цена вопреки ожиданиям повысилась, то полученная на наличном рынке дополнительная прибыль пошла бы на компенсацию убытков по фьючерсным операциям (см. таблицу).

Таблица - Случай В – увеличение цены

Время Наличный рынок Фьючерсный рынок Базис
апрель Целевая цена 1100 долл./т Продажа 300 контрактов по 25 т по 1260 долл./т -160 долл./т
июль Продажа алюминия по 1200 долл./т Покупка 300 контрактов по 1360 долл./т -160 долл./т
Результат Выигрыш: 100 долл./т Убыток: 100долл./т  

Нетто-результат: 100-100=0.

Конечная цена продажи: 1200-100=1100долл./т.

Таким образом, хеджирование предполагает отказ от непредвиденной прибыли на рынке реального товара. Так, во втором случае производитель мог бы выручить дополнительно 100долл./т (или 750000долл. на весь объем экспорта), если бы не прибегал к хеджированию.

Длинное хеджирование (хеджирование покупкой) – покупка потребителем или торговцем фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара. Иначе говоря, если компания занимает короткую позицию на рынке наличного товара, то естественный хедж состоит в том, чтобы занять длинную позицию на рынке фьючерсных контрактов, т.е. начать покупать их.

Результатом длинного хеджа является фиксация цены закупки товара. Используется он для защиты и от рисков, возникающих при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое при производстве продукта со стабильной ценой.

Этот вид хеджирования часто применяют посреднические фирмы, имеющие заказы на закупку товара в будущем, а также компании-переработчики сырья. При этом закупки на фьючерсном рынке совершаются как временная замена закупки реального товара. В итоге длинное хеджирование предохраняет от повышения цен /17/.

Пример.

Инвестор предполагает купить через месяц 200 унций[3] (ок. 6 кг) золота, Текущая цена золота равна 1350 долл./унц.; но инвестор опасается ее достаточно значительного роста, Для защиты от роста цены золота он может купить фьючерсные контраткы на 100 унций золота ценой 1355 долл.\унц. Если цена золота через месяц составит 1370 долл/унц., а фьючерсная цена 372 долл./унц., результаты хеджа будут следующими (см. табл. ).

Таблица

Хеджирование покупателя золота

Время Наличный рынок Фьючерсный рынок Базис
Текущая дата Нет сделок. Планирует купить 200 унц. золота по цене 1350 долл./унц. Покупает 2 контракта по цене 1355 долл./унц. -5 долл./унц.
Спустя 1 месяц Покупает 200 унц. золота по 1370 долл./унц. Продает 2 контраткта по цене 1372 долл./унцию -2 долл./унц.
Результат Потери: -20 долл./унц. На весь объем сделки: -20х200= - 4000 долл. Прибыль:17долл./унц. На весь объем сделки: 17х200= 3400 долл.  

Нетто-результат: -4000+3400= - 600 долл.

Конечная цена покупки: 1370-17= 1353 долл./унц.

Таким образом, в данном примере прибыль по фьючерсной позициинедостаточна для того, чтобы полностьюкомпенсировать потери на рынке спот. В отличие от предыдущего примера, базис за время хеджа изменился с

-5 до -2.

Однако, несмотря на то, что нетто-результат отрицательный, предприятие заплатило дополнительно только 3 долл./унц. вместо возможных 20 долл./унц. Иными словами, частичная компенсация потерь имела место.

Если бы прогноз хеджера не оправдался и цена золота понизилась, то полученный на наличном рынке выигрыш компенсировал бы убыток на фьючерсном рынке.

Пример.Российское предприятие в декабре предполагает получить к 1.03. 1,45 млн руб., которые ему необходимо конвертировать в доллары. Текущий спот-курс доллара составляет 1долл. = 29руб., курс по мартовскому фьючерсу – 1долл. = 30руб., лот по валютному фьючерсу на ММВБ равен 10000долл. Опасаясь повышения курса доллара, предприятие осуществляет короткий хедж.

Сумма в долларах, которую предприятие планирует получить в марте, составит

Поэтому предприятию необходимо купить 5 фьючерсных контрактов (50000:10000). В марте спот-курс повысился на 50 коп., а фьючерсная котировка на 20 коп. Результаты хеджирования представлены в таблице.

Таблица – Хеджирование от повышения валютного курса

Время Наличный (спот) рынок Фьючерсный рынок Базис
декабрь     Нет сделок. Планирует купить 50000долл. в марте по 29руб./долл. Покупка 5 контрактов по 30 руб./долл.   -1руб./ долл.    
1.03 Покупка 50000долл. по 29,5руб./долл. Продажа 5 контрактов по 30,2руб./долл.   -0,7руб./ долл.
  Потери 0,5руб./долл. На всю сумму: 0,5*50000 = 25000 руб. Прибыль 0,2руб./долл. на всю сумму: 0,2*50000 = 10000руб.  
Нетто – результат: 10000 – 25000 = - 15000 руб.

Конечный курс: 29,5 – 0,2 = 29,3 руб./долл.

Несмотря на то, что нетто-результат отрицательный, предприятие заплатило дополнительно только 0,3 руб. за доллар вместо возможных 0,5 руб.

В данном примере, также как и в примере с покупателем золота, прибыль по фьючерсной позиции недостаточна для того, чтобы полностью компенсировать потери на рынке спот. Такой результат получен потому, что базис сузился с -1 до -0,7.

Если бы прогноз хеджера не оправдался и спот-курс понизился, то полученный на наличном рынке выигрыш компенсировал бы убыток на фьючерсном рынке.

Краткие выводы по примерам хеджирования

1) Изменения базиса могут повлиять на результаты хеджирования. Когда базис остается неизменным, то имеет место безрисковый (идеальный) хедж. Но такая ситуация бывает далеко не всегда. Поэтому для выстраивания хеджа обычной стратегией становится минимизация базисного риска, чтобы сделать результат хеджирования более предсказуемым.

2) Недостатком подобного метода хеджирования риска изменения цены спот является невозможность воспользоваться благоприятной рыночной ситуацией. Хедж означает отказ от получения дополнительной прибыли на рынке реального товара.

3) Даже при неблагоприятном изменении базиса хедж позволяет существенно снизить убытки.

При выборе целевой цены хеджера возможны следующие ситуации:

1) в качестве целевой цены принимается цена спот на момент начала хеджа;

2) в качестве целевой цены принимается фьючерсная цена на момент начала хеджа минус прогнозируемый базис (форвардная цена с поставкой в момент, когда планируется наличная сделка).

При определении конечной цены продажи (покупки) необходимо учитывать:

1) цена продажи является выручкой для продавца; поэтому она увеличивается на величину прибыли, полученной на фьючерсном рынке;

2) цена покупки является статьей издержек для покупателя; поэтому она уменьшается на величину прибыли, полученной на фьючерсном рынке.

Для того, чтобы хеджер мог открыть позицию, например, продать фьючерсный контракт, на бирже должно быть лицо с противоположными ожиданиями:

1) или спекулянт, рассчитывающий на повышение цен и поэтому покупающий фьючерсный контракт;

2) или хеджер, ожидающий повышения цен на товар, который он предполагает приобрести в будущем, и поэтому хеджирующий свою покупку открытием длинной позиции по фьючерсному контракту.

Хеджеры открывают позиции по фьючерсным контрактам с тем, чтобы уменьшить риск изменения цен. Спекулянты же, наоборот, увеличивают свой риск, открывая позицию, с тем чтобы получить прибыль от изменения цен.






Сейчас читают про: