Методика установления рыночных цен на товары

Контрольные вопросы

Классификация затрат на производство. Смета затрат. Калькуляция себестоимости

РАЗДЕЛ 4. СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Контрольные вопросы

1. Каковы основные критерии оплаты труда на предприятии?

2. Какие функции выполняет заработная плата?

3. Перечислите основные элементы организации оплаты труда.

4. Каковы варианты оплаты труда?

5. Назовите основные составляющие тарифной системы оплаты труда.

6. Дайте определение следующих понятий: тарифная ставка, тарифный разряд, тарифная сетка, сдельная расценка.

7. Основные формы оплаты труда - …

8. Какие системы оплаты труда используются при сдельной форме оплаты труда, в чем их особенности?

9. Какие системы оплаты труда используются при повременной форме оплаты труда, как рассчитать заработную плату работающих при ее использовании?

10. Дайте характеристику бестарифного (распределительного) варианта организации заработной платы на предприятии.

Себестоимость продукции представляет собой совокупность затрат на производство и реализацию единицы продукции (объема продукции данного вида). При планировании себестоимости продукции на предприятии все затраты группируют по двум признакам: 1) по экономическим элементам; 2) по калькуляционным статьям.

Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает объединение всех затрат по признаку однородности вне зависимости от того, где и на что они произведены. Такая группировка используется при составлении сметы затрат на производство. Здесь решается вопрос, сколько и каких затрат сделано. Это нужно для более полного отражения затрат на используемые ресурсы, расчета в оборотных средствах, определения структуры затрат на производство. Все затраты на производство можно сгруппировать по следующим элементам затрат.

1.Материальные затраты - сырье и основные материалы, вспомогательные материалы топливо со стороны, энергия со стороны.

2.Затраты на оплату труда и отчисления во внебюджетные социальные фонды, в том числе в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования.

3.Амортизация основных фондов.

4.Прочие денежные расходы.

Однако в экономических элементах невозможно рассчитать себестоимость единицы продукции (составить калькуляцию). Для этой цели необходима группировка затрат по производственному назначению и месту возникновения, т.е. по калькуляционным статьям.

В калькуляционных статьях выделяются следующие затраты.

1. Цеховая себестоимость, включающая в себя следующие статьи затрат:

· сырье и материалы;

· возвратные отходы (учитываются со знаком минус);

· покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;

· топливо и энергия на технологические нужды.

Итого материальных затрат.

· основная заработная плата;

· дополнительная заработная плата;

· отчисления во внебюджетные социальные фонды от начисленной основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;

· затраты на подготовку и освоение производства новых изделий;

· изготовление инструмента и приспособлений;

· затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;

· цеховые расходы;

· потери от брака;

· прочие производственные затраты.

2. Производственная себестоимость включает в себя цеховую себестоимость, а также общехозяйственные (общезаводские) расходы.

3. Полная себестоимость (суммарные затраты) - это производственная себестоимость, дополненная внепроизводственными расходами.

Калькуляционные статьи можно объединить в следующие группы:

А. По способу отнесения на себестоимость единицы продукции статьи затрат подразделяются на прямые и косвенные:

· прямые затраты - затраты, которые формируются на единицу продукции и могут быть отнесены непосредственно на себестоимость конкретного изделия, работы, услуги. Примером прямых затрат могут служить расходы на: сырье и материалы, полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих, топливо и энергию на технологические нужды;

· косвенные затраты - затраты, связанные со всей производственно-хозяйственной деятельностью цеха или предприятия, которые невозможно или трудно нормировать и относить на себестоимость конкретного изделия или заказа. Примером косвенных затрат могут служить: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые (общепроизводственные) и общехозяйственные расходы, внепроизводственные расходы.

Б. По характеру зависимости от объема производства затраты подразделяются на условно-переменные (переменные) и условно-постоянные (постоянные):

· переменные (пропорциональные) затраты - расходы, общая величина которых меняется в соответствии с изменением объема производства. Пример переменных затрат: затраты на сырье и материалы, основную заработную плату производственных рабочих, топливо и энергию на технологические нужды, расходы на содержание оборудования (частично);

· постоянные затраты - расходы, общая величина которых не зависит или почти не зависит от изменения объема производства. К постоянным затратам можно отнести: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и т.п.

В. По составу (степени однородности) затраты подразделяются на элементные и комплексные:

· элементные (простые) затраты - расходы, состоящие из одного элемента: сырье и материалы, топливо на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

· комплексные (сложные) статьи затрат состоят из нескольких экономических элементов: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы.

Одни и те же статьи могут быть иногда простыми и сложными, например, полуфабрикаты со стороны - простая статья, полуфабрикаты собственного изготовления - комплексная статья.

Г. По степени участия в производственном процессе расходы (издержки) подразделяются на:

· основные, связанные с выполнением производственного процесса:

· накладные, связанные с управлением и обслуживанием производства.

1. Что представляет собой себестоимость продукции?

2. Как осуществляется группировка затрат на предприятии?

3. В каких документах экономического содержания отражается расчет затрат?

4. Дайте характеристику смете затрат на производство и реализацию продукции.

5. Каково содержание калькуляции себестоимости продукции?

6. В чем сходство и отличие между сметой затрат и калькуляцией себестоимости продукции?

7. Какая связь существует между конечными результатами расчета затрат, отраженными в смете затрат и калькуляции себестоимости?

8. Какие виды себестоимости выделяют на предприятии, какова их связь и цель составления?

9. Какова классификация калькуляционных статей?

В рыночных условиях цена является важнейшим показателем, от которого зависит результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ценовая политика продавца товаров зависит от типа рынка, на котором предприниматель осуществляет свою деятельность. Если при работе на рынках чистой конкуренции цена определяется рынком, то для успешной работы на рынках других типов предприятию необходимо иметь методику установления цен на товары.

Установление цен на товары - это процесс, состоящий из шести этапов:

1) постановка задачи и соответственно цели ценообразования. Наиболее часто с помощью ценовой стратегии предприятия могут быть достигнуты следующие цели:

· сохранение стабильности положения на рынке;

· расширение доли рынка;

· максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности;

· поддержание и обеспечение ликвидности (платежеспособности) предприятия;

· завоевание лидерства на рынке;

· расширение экспортных возможностей предприятия.

2) определение спроса на товар. Предприятие выводит для своей деятельности кривую спроса на товар, отражающие вероятные количества товара, которые удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Предприятие рассчитывает коэффициент эластичности спроса для своего товара. Чем неэластичнее спрос на товар, тем выше может быть цена, назначаемая предприятием.

3) оценка издержек предпринимательской деятельности. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. В то же время минимальная цена определяется издержками предприятия. Предприятие стремится установить на свой товар такую цену, которая будет полностью покрывать все издержки по производству, распределению и сбыту товара, включая справедливую норму прибыли за проложенные усилия и риск. При этом предприятие рассчитывает изменение суммы издержек при различных уровнях производства.

4) анализ цен и товаров конкурентов. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная издержками, на установление предприятием среднего диапазона цен влияют цены конкурентов на аналогичный товар и их рыночные реакции. Предприятие изучает цены конкурентов и качество их товаров, чтобы использовать их как основу при ценовом позиционировании собственного товара. Добиться этого можно разными способами: произвести сравнительные покупки товаров-конкурентов, заполучить прейскурант цен конкурентов и др.

5) выбор метода ценообразования. Предприятие выбирает для себя один из следующих методов ценообразования:

· по методу «средние издержки плюс прибыль»;

· на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

· на основе уровня текущих цен.

6) установление окончательной цены на товар. На основании приведенной выше методологии и выбранного метода ценообразования предприятие принимает решение об окончательной цене товара. Оно устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена соответствует установкой практикуемой предприятием политики цен и будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персоналом, конкурентами, поставщиками и государственными органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: