Способ организации сделки как средство экономии транзакционных издержек измерения (продажа товара с гарантией, продажа под торговой маркой, контракты с долевым участием)

Оглавление

Измерение качественных характеристик блага проводится до тех пор, пока предельные издержки измерения не сравняются с предельными выгодами от измерения. Поэтому часть характеристик блага остаются не выявленными и не измеренными.

Стандартная экономическая теория - две характеристиками блага – количество блага и его цена. Неоклассическая теория предлагает обойти проблему различий в качестве товаров, рассматриваядва товара одного и того же вида, но различного качества, как два разных товара.

Неоинституциональная теория: как неопределенность в отношении качественных характеристик благ воздействует на организацию производства и обмена?. Издержки измерения оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и на экономические институты. Если издержки измерения возрастают, то экономические агенты будутискать такой тип контракта, который позволит снизить издержки измерения.

• Контракты с долевым участием (share contracts)

Измерение качества ex ante затруднительно для обеих сторон.

Авторский гонорар малоизвестных писателей устанавливается в этом случае в виде определенного процента от суммы продаж.

Контракт с долевым участием позволяет снизить необходимость в исследовании рынка, и ошибка ограничивается определением долей участия в вознаграждении.

Проблемы со стимулами в контрактах с долевым участием.

• Гарантии (warranties)

• Окончательное измерение осуществляет потребитель в процессе эксплуатации блага

• Полная цена блага для покупателя = цена товара + трансакционные издержки измерения качества товара.

• Продажи под торговой маркой (brand name)

• Используется в тех случаях, когда трудно осуществить как измерение в момент покупки, так и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров

• Фирменный знак подает сигнал о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара и потребители могут полагаться на производимые им измерения

Неоднородные товары и способ их продажи (сокрытие информации или «кот в мешке»)

Оглавление

Метод «сокрытия информации» или «кот в мешке» (suppression of information or pig in a poke)

• Товар можно определить как неоднородный, если его потребители будут затрачивать ресурсы,отбирая товар среди товаров такого же рода, на которые установлена единая цена.

• «Избыточное измерение» (oversearching).

• Пример 1: торговля картофелем.

Продажа картофеля в пакетах по 3 кг. Этот механизм экономии трансакционных издержек измерения работает только в том случае, если продавец обладает хорошей репутацией, если он в состоянии убедить покупателя в том, что последний делает случайный выбор из приемлемого распределения, и что продавец не продает ему просто хороший картофель по цене отличного. Различные виды рыночной практики способствуют этому: инвестиции в торговую марку, в рекламу или репутацию, зависимость бизнеса продавца от повторяемости сделок с покупателем, обеспечение третьей стороной (например, государством) некоторых профессиональных стандартов и т.д

• Пример 2. Продажа необработанных алмазов монополией Де Бирс.

Минимизируются расточительные усилия по оценке качественных характеристик блага, предотвращается дублирование этих усилий обеими сторонами сделки. Запрет на любые переговоры и возможность быть вычеркнутым из списка покупателей подавляет стимулы покупателей к сортировке камней. Кроме того, все покупатели могут быть уверены, что другие покупатели не отсортировали себе лучшие камни, и им не нужно тщательно проверять алмазы, чтобы застраховать себя от обмана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: