Классификация благ в зависимости от издержек измерения их качества. Поисковые блага, экспериментальные и доверительные.
Издержки измерения
Оглавление
• Стандартная экономическая теория: две характеристиками блага – количество блага и его цена.
• Неоинституциональная теория: издержки измерения качественных характеристик блага оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и на экономические институты.
Издержки измерения:
§ Издержки на измерительное оборудование.
§ Время измерения.
§ Косвенные методы оценки товаров (знакомые, эксперт).
§ Исследование.
§ Изучение правил, механизмов.
Оглавление
§ Блага, оцениваемые в ходе поиска (search goods) – поисковые товары (можно на глаз определить качество товара, пример - яблоко). Нельсон
§ Блага, оцениваемые опытным путем - экспериментальные товары (experience goods) Опытные блага (их качество можно определить только после начала использования, пример – машина, плеер) Нельсон
§ Доверительные товары (credence goods) (их качество нельзя определить даже использовав его до конца, пример – консалтинговые услуги, услуги врача). Дарби и Карни
Любое благо имеет множество измерений. Например, приобретая автомобиль, индивид получает взамен определенную конфигурацию кузова и салона, вместимость багажника, ходовые качества, расход топлива, цвет отделки. Измерение предполагает затраты на соответствующую аппаратуру или экспертов, а также на приобретение информации о проявлениях полезных свойств. Торговые инспекции, общества потребителей, оценщики возникают в результате институциональной реакции на проблемы высоких издержек прямого измерения полезных свойств благ.
Поскольку существуют два рода товаров – опытные (со сверхвысокими издержками измерения их качества до момента потребления) и исследуемые (со сравнительно низкими затратами предварительного определения качества), необходимы два разных типа институтов, снижающих издержки измерения в каждом из этих случаев. Для исследуемых благ вполне пригодны неформальные нормы контроля: опора на привычки и обычаи, выборочная проверка, следование поведению основной массы потребителей. В случае покупки опытного блага (особенно длительного пользования) ключевую роль в снижении издержек играют институты предоставления гарантий, послепродажного обслуживания, отзыва при рекламациях (как это принято в отношении автомобилей). Гарантии и примыкающие к ним обязательства, заслуживающие доверия, являются своего рода страховкой, при которой часть сэкономленных покупателем трансакционных издержек измерения уплачивается производителю и продавцу в качестве торговой наценки.
Доверительные блага. Полезность лечения
Полезность пациента | Пациенту требуется с1 | Пациенту требуется с2 |
Пациент получает с1 | v | |
Пациент получает с2 | v | v |
• Основная особенность доверительных товаров заключается в том, что покупатели не знают, какого качества товар или услуга им нужна.
• Продавец-эксперт лучше, чем сам покупатель осведомлен о том, какого типа товар или услуга нужна покупателю.
Проблемы:
• Undertreatment
• Overtreatment:
• Overcharging
• Самая серьезная проблема – это overtreatment.
Примеры проблем:
• Серьезные проблемы вследствие высоких издержек измерения качества товара или услуги возникают на рынках диагностики и лечения.
• Услуги такси в незнакомом городе
• Швейцария: в среднем вероятность того, что он подвергнется одному из семи основных хирургических вмешательств, у обычного человека на одну треть выше у врача или члена его семьи
• Исследование, проведенное министерством транспорта в Америке, показало, что более половины ремонтов автомобилей не были необходимыми
Оглавление
• Производство информации не той стороной, которая может сделать это наиболее эффективно
• Дублирование производства информации (обе стороны занимаются сбором информации)
• Преждевременное производство информации, то есть ее производство до того момента, как она станет необходимой для принятия решения о размещении ресурсов.
Сложившиеся формы деловой практики позволяют избегать дублирования измерения качества, производить его один раз, что и делает та сторона (продавец или покупатель), которая может сделать произвести это измерение с меньшими издержками.
Некоторые формы деловой практики, позволяющие минимизировать транзакционные издержки, связанные с измерением качественных характеристик блага.