Избыточное производство информации о качестве блага

Классификация благ в зависимости от издержек измерения их качества. Поисковые блага, экспериментальные и доверительные.

Издержки измерения

Оглавление

Стандартная экономическая теория: две характеристиками блага – количество блага и его цена.

Неоинституциональная теория: издержки измерения качественных характеристик блага оказывают влияние на выбор типа контракта, заключаемого сторонами, на организацию рынков и на экономические институты.

Издержки измерения:

§ Издержки на измерительное оборудование.

§ Время измерения.

§ Косвенные методы оценки товаров (знакомые, эксперт).

§ Исследование.

§ Изучение правил, механизмов.

Оглавление

§ Блага, оцениваемые в ходе поиска (search goods) – поисковые товары (можно на глаз определить качество товара, пример - яблоко). Нельсон

§ Блага, оцениваемые опытным путем - экспериментальные товары (experience goods) Опытные блага (их качество можно определить только после начала использования, пример – машина, плеер) Нельсон

§ Доверительные товары (credence goods) (их качество нельзя определить даже использовав его до конца, пример – консалтинговые услуги, услуги врача). Дарби и Карни

Любое благо имеет множество измерений. Например, приобретая автомобиль, индивид получает взамен определенную конфигурацию кузова и салона, вместимость багажника, ходовые качества, расход топлива, цвет отделки. Измерение предполагает затраты на соответствующую аппаратуру или экспертов, а также на приобретение информации о проявлениях полезных свойств. Торговые инспекции, общества потребителей, оценщики возникают в результате институциональной реакции на проблемы высоких издержек прямого измерения полезных свойств благ.

Поскольку существуют два рода товаров – опытные (со сверхвысокими издержками измерения их качества до момента потребления) и исследуемые (со сравнительно низкими затратами предварительного определения качества), необходимы два разных типа институтов, снижающих издержки измерения в каждом из этих случаев. Для исследуемых благ вполне пригодны неформальные нормы контроля: опора на привычки и обычаи, выборочная проверка, следование поведению основной массы потребителей. В случае покупки опытного блага (особенно длительного пользования) ключевую роль в снижении издержек играют институты предоставления гарантий, послепродажного обслуживания, отзыва при рекламациях (как это принято в отношении автомобилей). Гарантии и примыкающие к ним обязательства, заслуживающие доверия, являются своего рода страховкой, при которой часть сэкономленных покупателем трансакционных издержек измерения уплачивается производителю и продавцу в качестве торговой наценки.

Доверительные блага. Полезность лечения

Полезность пациента Пациенту требуется с1 Пациенту требуется с2
Пациент получает с1 v  
Пациент получает с2 v v

• Основная особенность доверительных товаров заключается в том, что покупатели не знают, какого качества товар или услуга им нужна.

• Продавец-эксперт лучше, чем сам покупатель осведомлен о том, какого типа товар или услуга нужна покупателю.

Проблемы:

Undertreatment

Overtreatment:

Overcharging

• Самая серьезная проблема – это overtreatment.

Примеры проблем:

• Серьезные проблемы вследствие высоких издержек измерения качества товара или услуги возникают на рынках диагностики и лечения.

• Услуги такси в незнакомом городе

• Швейцария: в среднем вероятность того, что он подвергнется одному из семи основных хирургических вмешательств, у обычного человека на одну треть выше у врача или члена его семьи

• Исследование, проведенное министерством транспорта в Америке, показало, что более половины ремонтов автомобилей не были необходимыми

Оглавление

• Производство информации не той стороной, которая может сделать это наиболее эффективно

• Дублирование производства информации (обе стороны занимаются сбором информации)

• Преждевременное производство информации, то есть ее производство до того момента, как она станет необходимой для принятия решения о размещении ресурсов.

Сложившиеся формы деловой практики позволяют избегать дублирования измерения качества, производить его один раз, что и делает та сторона (продавец или покупатель), которая может сделать произвести это измерение с меньшими издержками.

Некоторые формы деловой практики, позволяющие минимизировать транзакционные издержки, связанные с измерением качественных характеристик блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: