Спрос и предложение фирмы и отрасли

Кривая спроса отдельной фирмы (краткосрочный период) на рынке совершенной конкуренции абсолютно эластична и совпадает с кривой предельного и среднего дохода: D=P=MR=AR (рис. 8.1).

Средний доход (AR)отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции: AR = TR / Q.

Предельный доход (MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции: MR = ∆TR / ∆Q.

Графически общий доход (выручка) фирмы (TR) – это луч, прове-денный через начало координат с наклоном: tgα = TR/Q = MR = Р. То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, который в свою очередь равен рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной фирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдет прямая TR.

Кривая спроса для конкурентной отрасли складывается как сумма спроса индивидуальных потребителей при определенной цене:; имеет отрицательный угол наклона (рис. 8.2).

  Рис. 8.1. Кривые спроса и общего дохода для фирмы Рис. 8.2. Спрос и предложение для отрасли

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль: MR = MC. Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства P = MC.

Фирма формирует свое предложение исходя из величины предельных издержек. Рассмотрим поведение фирмы при различных уровнях рыночных цен (рис. 8.3):

1) при Р1 1 > ATCmin, Р1 = МС) и Q1 – фирма получает эконо-мическую прибыль (PFmax); фирма формирует предложение;

2) при Р22 = ATCmin = МС) и Q2 – фирма работает в условиях безубыточности (PFэк.= 0); фирма формирует предложение;

3) при Р3 (ATCmin < Р3 < AVCmin, Р3 = МС) и Q3 – фирма работает с убытками, при этом окупает полностью AVC и частично AFC; фирма формирует предложение;

4) при Р44 = AVCmin = МС) и Q4 – фирма работает на пределе, ее убытки равны постоянным затратам; здесь фирма должна принять решение: продолжить работу или выйти из отрасли. В основе решения лежит принцип минимизации убытков: если убытки при закрытии больше, чем при продолжении работы, то фирма остается в отрасли. Фирма формирует предложение;

5) при Р5 5 < AVCmin) – фирма прекращает производство; фирма не формирует предложение товаров и услуг.

Таким образом, кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой МС, которая лежит выше минимума AVC.

  Рис. 8.3. Предложение фирмы в краткосрочном периоде  

Предложение конкурентной отрасли – сумма предложений типичных фирм, входящих в конкурентную отрасль (рис. 8.2):

Sотр.=, где i – количество фирм в отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: