Тема. Повторение по теме «Деепричастие»

Урок 55

Тема. Морфологический разбор деепричастий

Урок 54

Цели: показать, как делается морфологический разбор деепричастий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: лингвистический разбор, подготовленный диктант, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких творческих работ

П. Изучение темы «Морфологический разбор деепричастия»

1. Так как морфологический разбор деепричастия не представляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику: § 31, с. 88.

В качестве примеров для разбора предложим им найти деепричастия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).

2. Упражнение 188: письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают деепричастия устно.

III. Занимательная лингвистика

Задание: определите морфологические признаки слов: устав, неволя, пролив; составьте с ними предложения.

Комментарий. Сложность задания заключается в том, что эти слова имеют по крайней мере два значения, в зависимости от контекста. Они могут быть как существительными, так и деепричастиями. Напомним, что такие пары слов называются омонимами. Вне контекста, то есть вне конкретной речевой ситуации мы не можем определить, какое слово перед нами.

Запишем лучшие предложения в тетради.

Воинский устав довольно строг. — Очень устав за день, я хотел наконец-то отдохнуть.

Неволя тяготила пленника, не привыкшего к ограничению свободы. - Неволя себя, я всё же принялся за уроки.

Пролив Лаперуза отделяет российский остров Сахалин от I японского острова Хоккайдо. - От неожиданности я вздрогнул, пролив нечаянно чай.

(В первых предложениях каждой пары данные слова являются Именами существительными, во вторых - деепричастиями: устав -совершенного вида, неволя - несовершенного вида, пролив - совершенного вида.)

IV. Свободный диктант

Напишем его по упражнению 189.

Домашнее задание 1- § 31.

2. Повторить тему «Деепричастие» по вопросам и заданиям учебника (с. 89).

3. Подготовиться к словарному диктанту (упражнение 191).

Цели: закрепить и обобщить знания и умения по теме «Деепричастие»; развивать навыки монологической речи, проверить усвоение учениками материала.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический |* разбор, словарный диктант, тест, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы и пунктограммы, сделать морфологический разбор деепричастия:

Напряжение лески вдруг ослабло, и изводы, чмокнув, выскочил пустой крючок. (Ю. Казаков.)

II. Контрольные вопросы по теме «Деепричастие»

Опираемся на вопросы учебника (с. 89). Дополнительные вопросы:

- Что общего у деепричастия и глагола и чем они отличаются?

- Что общего у деепричастия и причастия и чем они отличаются?

- Какую роль играют деепричастия в тексте?

III. Словарный диктант с заданием

Составить словосочетания с деепричастиями, используя слова: Бассейн, галерея, дистанция, комбинация, сиять, экспресс.

IV. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1:1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г. 5) Тарантас въехал во двор, шурша колесами по крапиве, и остановился перед крыльцом. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки.

Вариант 2: 1) б, в; 2) а, в; 3) а, г; 4) б, г. 5) Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда. Тесную обувь можно растянуть, туго набив ее влажной газетной бумагой. Медалистам полагалось сдать два экзамена - сочинение и английский, набрав в сумме минимум девять баллов.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 192: устно, по цепочке.

2. Упражнение 193: устные ответы на вопросы (вид и стиль текста), письменное выполнение.

3. Упражнение 194: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 195.

2. Подготовиться к диктанту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: