Урок 55
Тема. Морфологический разбор деепричастий
Урок 54
Цели: показать, как делается морфологический разбор деепричастий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: лингвистический разбор, подготовленный диктант, задания по занимательной лингвистике.
Ход урока
I. Чтение и анализ нескольких творческих работ
П. Изучение темы «Морфологический разбор деепричастия»
1. Так как морфологический разбор деепричастия не представляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику: § 31, с. 88.
В качестве примеров для разбора предложим им найти деепричастия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).
2. Упражнение 188: письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают деепричастия устно.
III. Занимательная лингвистика
Задание: определите морфологические признаки слов: устав, неволя, пролив; составьте с ними предложения.
|
|
Комментарий. Сложность задания заключается в том, что эти слова имеют по крайней мере два значения, в зависимости от контекста. Они могут быть как существительными, так и деепричастиями. Напомним, что такие пары слов называются омонимами. Вне контекста, то есть вне конкретной речевой ситуации мы не можем определить, какое слово перед нами.
Запишем лучшие предложения в тетради.
Воинский устав довольно строг. — Очень устав за день, я хотел наконец-то отдохнуть.
Неволя тяготила пленника, не привыкшего к ограничению свободы. - Неволя себя, я всё же принялся за уроки.
Пролив Лаперуза отделяет российский остров Сахалин от I японского острова Хоккайдо. - От неожиданности я вздрогнул, пролив нечаянно чай.
(В первых предложениях каждой пары данные слова являются Именами существительными, во вторых - деепричастиями: устав -совершенного вида, неволя - несовершенного вида, пролив - совершенного вида.)
IV. Свободный диктант
Напишем его по упражнению 189.
Домашнее задание 1- § 31.
2. Повторить тему «Деепричастие» по вопросам и заданиям учебника (с. 89).
3. Подготовиться к словарному диктанту (упражнение 191).
Цели: закрепить и обобщить знания и умения по теме «Деепричастие»; развивать навыки монологической речи, проверить усвоение учениками материала.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический |* разбор, словарный диктант, тест, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы и пунктограммы, сделать морфологический разбор деепричастия:
Напряжение лески вдруг ослабло, и изводы, чмокнув, выскочил пустой крючок. (Ю. Казаков.)
|
|
II. Контрольные вопросы по теме «Деепричастие»
Опираемся на вопросы учебника (с. 89). Дополнительные вопросы:
- Что общего у деепричастия и глагола и чем они отличаются?
- Что общего у деепричастия и причастия и чем они отличаются?
- Какую роль играют деепричастия в тексте?
III. Словарный диктант с заданием
Составить словосочетания с деепричастиями, используя слова: Бассейн, галерея, дистанция, комбинация, сиять, экспресс.
IV. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1:1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г. 5) Тарантас въехал во двор, шурша колесами по крапиве, и остановился перед крыльцом. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки.
Вариант 2: 1) б, в; 2) а, в; 3) а, г; 4) б, г. 5) Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда. Тесную обувь можно растянуть, туго набив ее влажной газетной бумагой. Медалистам полагалось сдать два экзамена - сочинение и английский, набрав в сумме минимум девять баллов.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 192: устно, по цепочке.
2. Упражнение 193: устные ответы на вопросы (вид и стиль текста), письменное выполнение.
3. Упражнение 194: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. Упражнение 195.
2. Подготовиться к диктанту.