double arrow

Определение некоторых органических веществ и их свойств



Цель: научиться выявлять молекулы жиров и полисахаридов в различных субстратах; изучить свойства жиров и полисахаридов.

Оборудование и материалы: пробирки с пробками, пипетки, скальпель, стеклянные палочки, раствор йода, ацетон, вода, сахароза (сахар), крахмал, сырой картофель, подсолнечное масло.

Ход работы

1. Выявление полисахаридов

Возьмите клубень сырого картофеля, разрежьте его и на срез нанесите каплю раствора йода. Что наблюдаете и о чем это свидетельствует?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование вкуса полисахаридов.

Попробуйте на вкус сахарозу (обычный сахар) и крахмал. Чем они отличаются?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




3. Исследование растворимости полисахаридов.

В пробирку положите 1 г сахара, в другую пробирку – столько же крахмала. В обе пробирки налейте по 10 мл воды и хорошо размешайте в течение 1 минуты. После размешивания дайте пробиркам отстояться. Какие изменения произошли с содержимым обеих пробирок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование свойств жиров.

Налейте в пробирку 5 мл воды и добавьте 1мл подсолнечного масла. Закройте пробирку пробкой и хорошо встряхивайте ее в течение 1-2 минут. Что наблюдаете? Поставьте пробирку в штатив на 5-10 минут. Что произошло теперь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Определение свойств жиров

В пробирку налейте 5 мл ацетона и добавьте 1 мл подсолнечного масла. Закройте пробирку пробкой и хорошо встряхивайте ее в течение 1-2 минут. Что наблюдаете? Поставьте пробирку в штатив на 5-10 минут. Что произошло теперь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В качестве вывода сформулируйте основные способы выявления жиров и полисахаридов и укажите их свойства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы

1. Допишите предложения

1) Углеводы – это _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Моносахариды – это _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Олигосахариды – это ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Полисахариды – это _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

2. Обозначьте знаком «+» все правильные ответы

1) к полисахаридам относятся:

 А. Глюкоза  Б. Гликоген  В. Лактоза  Г. Сахароза

2) К полисахаридам относятся:

 А. Глюкоза  Б. Сахароза  В. Фруктоза  Г. Хитин

3) к гексозам относятся:

 А. Глюкоза  Б. Фруктоза  В. Рибоза  Г. Дезоксирибоза

3. Допишите предложения.

Основным запасным углеводом у животных является __________

______________________. Основным запасным углеводом у растений является ____________________________. Основным структурным углеводом у растений является _________________

____________________.

4. Обозначьте знаком «+» правильные ответы, знаком «-» неправильные.

 А. Простые молекулы, из остатков которых состоят биополимеры, называют мономерами

 Б. В клетках разных групп организмов концентрация определенных органических соединений одинаковая

 В. Хитин входит в состав клеточных стенок некоторых грибов и зеленых водорослей, а также кутикулы членистоногих

 Г. Энергетическая функция углеводов заключается в том, что они входят в состав опорных элементов клетки

 Д. В клетках животных находятся в основном белки и жиры, а в клетках растений - углеводы

5. Определите соответствие между названиями углеводов и их характеристиками:

 1) сахароза – тростниковый а) состоит из остатков глюкозы и

или свекольный сахар галактозы

 2) лактоза – молочный б) состоит из двух остатков

сахар глюкозы

 3) мальтоза в) является моносахаридом,

гексозой

 4) глюкоза г) является моносахаридом,

пентозой

д) состоит из остатков глюкозы и

фруктозы

6. Подпишите функциональные группы аминокислоты:

В чем заключается сходство и различие разных аминокислот между собой?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дополните схему образования дипептида:

Какое вещество выделяется в процессе полимеризации?

______________________________________________________________________________________________________________

Какие функциональные группы будут размещены на концах синтезированного дипептида?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дайте определения.

Денатурация белка – это ________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пептидная связь – это _________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ферменты – это ________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подчеркните названия аминокислот.

Аспарагин, тимин, аланин, триптофан, гуанин, цитозин, аспарагиновая кислота, лизин, глицерин, олеиновая кислота, цистеин.

10. Обозначьте знаком «+» все правильные ответы

1) Связь между аминокислотными остатками в молекуле белка:

 а) водородная  в) пептидная

 б) ковалентная  г) ионное взаимодействие

2) Процесс разрушения первичной структуры белка:

а) ренатурация  в) необратимая денатурация

б) деструкция  г) обратимая денатурация

3) Аминокислоты, которые не синтезируются организмом:

а) основные  в) незаменимые

б) заменимые  г) серосодержащие

11. Определите соответствие между названиями структур белка и их описанием:

1) первичная а) число и последовательность

аминокислот в полипептидной цепи

 2) вторичная б) способ упаковки первичной структуры в

альфа-спираль или бета-шар

 3) третичная в) способ упаковки альфа-спирали в

пространственную глобулу

 4)четвертичная г) способ совместной упаковки нескольких

полипептидных цепей

д) способ возобновления утраченных ранее

водородных связей

12. Обозначьте знаком «+» правильные ответы, знаком «-» неправильные.

 А. Аминокислоты могут соединяться одна с другой с помощью специальной связи – пептидной

 Б. Необратимая денатурация – это разрушение белка до аминокислот с разрушением его первичной структуры

 В.Молекулы фибриллярных белков состоят из плотно скрученных полипептидных цепей

 Г. Молекулы фибриллярных белков состоят из удлиненных, параллельно расположенных полипептидных цепей

 Д. Все белки имеют четвертичную структуру

13. Определите соответствие между названиями белков и их функциями:

1) пепсин а) транспортная

2) миоглобин б) запасающая

3) казеин в) гормональная

4) интерферон г) ферментативная

д) защитная

14. Обозначьте знаком «+» все правильные ответы

1) Функция миозина:

а) транспортная  б) двигательная

в) ферментативная  г) защитная

2) фермент в процессе реакции:

а) не изменяется, но растрачивается

б) не изменяется и не растрачивается

в) изменяется и растрачивается

г) изменяется, но не растрачивается

3) Гормон роста, адренокортикотропный гормон (АКТГ), тиреотропный гормон (ТТГ), и другие гормоны гипофиза являются:

а) липидами  б) белками

в) углеводами г) ферментами

15. Обозначьте знаком «+» правильные ответы о ферментах, знаком «-» неправильные.

 А. Это глобулярные белки

 Б. Увеличивают скорость протекания химической реакции, но сами в этой реакции не расходуются

 В. Высокоспецифические: один фермент может катализировать только одну реакцию

 Г. Взаимодействуют с субстратами с помощью активного центра – специального участка, который по форме отвечает субстрату

 Д. Их активность не зависит от рН среды, температуры, давления и от концентрации как субстрата, так и самого фермента

 Е. Фермент-субстратный комплекс способен повышать энергию активации реакции



Сейчас читают про: