Итог
Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний
Виды социальных знаний
- Прочитайте п. 4 § 25.
- Что мы подразумеваем под обыденным социальным знанием?
- Приведите примеры подобных знаний.
- Проведите сравнительный анализ двух видов социального знания: выявите черты сходства и различия.
- Как они соотносятся между собой?
- Какую роль играют обыденные знания в нашей жизни?
- Согласны ли выс утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?
- Зачем, по-вашему, надо изучать общественное мнение?
- Какие социальные науки вы знаете?
- К чему обращено гуманитарное познание?
- В 60-е гг. XX в. наблюдался спор между «физиками» и «лириками», который был выигран «физиками». Как вы считаете,кто сегодня идет впереди? Свой выбор объясните.
- Какие сильные и слабые стороны вы видите в социальных науках?
- Вы сделали свой выбор в пользу социально-гуманитарных наук? Почему?
- Какие трудности вы видите в развитии этихнаук?
- Что бы вы сделали, чтобы их преодолеть?
|
|
- Сочините «Гимн социально-гуманитарным наукам» и предъявите результаты своего труда.
- Вернемся на заседание ученого совета. Какую из трех позиций вы поддерживаете? Почему?
Домашнее задание: Выучите § 25, выполните задания.
Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую». Ученые же до сих пор спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Обсуждается ими вопрос об отличиях понятий «знание» и «сознание». Попытаемся и мы выработать первичные представления по данным вопросам.
- Изучением сознания занимаются психология и философия. Что же такое сознание? Какие характерные черты оно имеет?
1. Что такое «сознание»
Попробуем сопоставить первичные знания о достаточно сложном вопросе философии: что такое «сознание»? Посмотрите на схему:
СОЗНАНИЕ | |
Способностьчеловека оперировать образамисоциального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения | Это высшая, свойственная лишь человекуформа отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий |
Понятие сознания в философии |
|
|
Богословырассматривают сознание как крохотную искру величественного племени божественного разума | Идеалистыотстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривают сознание как самостоятельную и созидательную сущность бытия | Материалистыот стаивают мысль о вторичности сознания, признавая сознание функцией мозга и отражением внешнего мира |
Сознаниетрактуется как проблемачеловеческого бытия,как способ отражения проблемности общественного прогресса, как явление,обеспечивающее связность человеческой истории и культуры |
Сознаниечеловека как особого рода его связи с миром |
В каждый момент времени сознаниечеловека к чему-то привлечено,на чем-то зафиксировано. Оно само «определяется», проясняется по отношению к определенному предмету |
В нем сопрягаютсяразличные отношениячеловека к людям, вещам, природе, подкрепленные различным характером деятельности, в которой он обособлен от людей и зависим от них. |
Сознаниеявляется своего рода объектом, не поддающимся обычным способам исследования и разъяснения |
Свойства сознания
- Как вы думаете, всегда ли человек осознает все то, что относится к знанию?
- Ряд философов в наши дни в качестве главного признака сознания выделяют не знания, а направленность на определенный предмет и объект.