Основные принципы научного социального познания

Сравнительный анализ научного познания природы и общества

Первая проблема, которая возникает у нас на пути: мы уже знаем, каким образом происходит процесс изучения природы, а каким же образом происходит процесс формирования общества?

- Прочитайте п. 1 § 25.

- Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты до начала XX в.?

- Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений,

- Как У. Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний?

- Проанализируйте взгляды Г. Риккерта.

- В чем состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов?

- Что является объектом и субъектом естествознания? (Объектом является природа, а субъектом - все общество.)

- Что является объектом и субъектом обществознания? (И объектом и субъектом является общество.)

Таким образом, в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. То есть общество познает само себя.

Факт включенности в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательную стороны:

• положительная сторона: «изнутри» многое виднее;

• отрицательная сторона: ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма.

Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Отсюда стремление получить от науки желаемый ответ. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства, согласно которой Рюрик создал Древнеукраинское государство.

1. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта - общества и протекающих в нем процессов. Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция -переворот, благо, революция?

2. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как смысл, мотив, намерение.

- Чем же должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?

Основные принципы научного социального познания

Принцип Сущность
Руководство научными методами Опора на факты. Строгость и однозначность теоретических понятий. Доказательность рассуждений. Логическая непротиворечивость логических рассуждений. Объективность научных выводов, т. е. независимость от личных желаний, мнений, предрассудков
«Участвующее наблюдение» Способность сопереживания, сочувствия, способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди
«Соблюдение дистанции к объекту» Быть предельно внимательным к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни, из традиций его образования, воспитания и научной школы
Конкретно-исторический подход Полнота описания особенностей изучаемого объекта. Любое социальное явление необходимо рассматривать в его историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т. е. в историческом и культурном контексте
Выбор значимого в явлении Научный факт всегда должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: