Итог
Классификации видов сознании
Существует множество попыток провести классификацию сознания. Познакомимся с некоторыми из них.
Виды и формы сознания
Форма сознания | Сущность и основные черты |
Индивидуальное сознание | В его состав входят личные идеи и ценности. Оно находится во взаимозависимости с общественным сознанием, но вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, но люди по-разному воспринимают существующие в общественном сознании элементы. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна |
Общественное сознание | Оно формируется в результате духовной жизни общества. Общественное сознание включает в себя нравы, традиции, психический склад народов. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Оно существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества (прогрессивное и тормозящее воздействие) |
Теоретический уровень общественного сознания | Основные структурные элементы: общественная психология и идеология. Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций данного общества в целом и для каждой из социальных групп Она формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Идеология всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания: психология отражает внешние проявления социальной действительности, а идеология - глубоко проникает в сущность явлений |
Обыденное сознание | Это сознание, непосредственно вплетенное в повседневную практическую жизнь людей |
Массовое сознание | Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность индивидов - участников политических движений, аудитории СМИ, потребителей тех или иных социально «окрашенных» товаров и услуг, болельщиков спортивных команд и др. Характерные черты: • состоит из множества «единиц»; • вхождение в нее носит случайный, неупорядоченный характер; • ситуативность существования; • разнородность, смешанность состава; • противоречивость; • способность к быстрым и неожиданным изменениям; • приводит к стандартизации поведения, образов действительности, способов ее познания. По содержанию: • совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений; • более узко, чем общественное сознание в целом. Структура - сложный конгломерат, возникающий на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного и т. д. Мощный регулятор массовых форм поведения |
- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
- Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
- Чем связаны между собой общественная психология и идеология?
- Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание: Выучите § 26, выполните задания.
Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он пошел к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал:
- Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил:
- Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас -а в руках у вас зажженный фонарь!
- О чем притча?
- Чему она нас учит?
- Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего урока?
Оказывается, то, что человеку нужно, в действительности находится в нем самом, а он все ходит по свету и ищет. Надо только научиться заглядывать в самого себя, знать самого себя. Как это делать?
Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек - это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь. И все же трудно не согласиться с французским поэтом XV в. Франсуа Вийоном, который написал следующие строчки:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
- Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя?
- Надо ли это делать и каким образом? Попытаемся ответить на эти вопросы.