Хронология и периодизация

Хронология (от греч. chronos –время и logos – наука) – наука об измерении времени, вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды. Математическая хронология устанавливает по движению небесных тел точное астрономическое время. Историческая хронология на основании изучения археологических и письменных источников устанавливает время возникновения источника. Хронология так же изучает системы времяисчисления в их историческом развитии.

Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учёными-историками было разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут всё хуже.

В IV в. до н. э. греческий мыслитель, учёный и философ Пифагор ввёл в понимание истории теорию круга, в соответствии с которой развитие человеческой истории движется по кругу, периодически «проезжая» зарождение, расцвет и гибель. Он предложил своего рода «колею» развития цивилизации.

Более серьёзная попытка переосмыслить периодизацию отдельной страны была применена в III в. до н. э. египетским жрецом Манефоном из Гелиополя. Работая с древними документами, он составил династийную периодизацию Египта. Его сочинения дошли до наших дней в переводах Иосифа Флавия (60 г. н. э.), Африкана (300 г. н. э.) и Евсея Кесарийского (340 г. н. э.).

Немецкий учёный Б. Гильдебрандт (1812-1878 гг.) предложил вариант периодизации по типу хозяйства, при этом история делится на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. Вообще, XIX век был очень «урожайным» на различные виды периодизации.

Русский учёный Л.И. Мечников (1838-1888 гг.) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский период (средние века), океанический период (новое и новейшее время).

Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс выделяли в истории три крупных этапа: дикость (присвоение готовых продуктов природы), варварство (развитие скотоводства и земледелия), цивилизация (развитие промышленности). При этом они исходили из совокупности семейных и общественно-экономических отношений.

К. Маркс разработал вариант периодизации, положив в её основу способ производства (т.е. исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений) или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

Западные учёные XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своём развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется, Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация даёт человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революциям, острой социально-классовой борьбе.

Особую периодизацию в начале ХХ века ввела археология. Археологи различают исторические периоды по основным материалам для изготовления орудий труда – каменный век (где выделяется палеолит (древнекаменный), мезолит (среднекаменный) и неолит (ново-каменный), медно-каменный (энеолит), бронзовый и железный). Вслед за ними (то есть сейчас) наступает век композитов, керамики и искусственных материалов.

Вокруг периодизации, предложенной Марксом, сложилась особая ситуация. За основу этой периодизации им и его последователями были приняты формы собственности, связанные с развитием классов и государства. Именно этот признак положен в основу концепции смены общественно-экономических формаций: долгий период господства общественного присвоения в его первобытной форме; пришедшие ему на смену эпохи господства частной собственности (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая), предоставлявшие всё большую экономическую независимость производителю материальных благ (от раба – к крепостному крестьянину, а затем к свободному наёмному рабочему); наконец, возврат к общественной, коллективной собственности – социалистической, а затем и коммунистической (замены которой не предвидится, ибо достигнута абсолютная цель движения). Поскольку формы собственности определяют производственные отношения, духовный мир – всего лишь хрупкая надстройка над этим базисом, а производительные силы – рабочая сила человека и приводимые ею в движение средства производства – являются фундаментом общественной динамики, то возникает довольно стройная концепция «трёхэтажной» социодинамики, где глубинные пружины перехода от эпохи к эпохе скрыты в производительных силах, но главным отличительным признаком всё-таки служат формы собственности на средства производства и рабочую силу человека.

Марксистская периодизация стала преобладающей, общепризнанной в обществоведении и большинстве учебников истории в ХХ веке во всём социалистическом блоке государств. Но к концу века это стройное здание стало давать трещины. Вдруг обнаружилось, что общественная собственность (особенно в её государственно-социалистической форме) далеко не высший и тем более не последний этап в развитии способов присвоения (и соответственно способов производства). Она отчуждает человека от условий и результатов его труда, подрывает личный интерес и инициативу, превращает работника в винтик огромной государственно-бюрократической машины, исполнителя воли разрастающегося всесильного государственного аппарата. Началось возрождение частной собственности, личного присвоения, мелкого бизнеса, рыночной конкуренции, развернулся процесс разгосударствления, освобождения общества от чрезмерно навязчивой опеки государственной бюрократии, потерпели крах тоталитарные режимы. Это – не возврат к раннему капитализму, а начало нового витка исторической спирали. Приходит новое общество, которое получило название постиндустриального. И оно, вероятно, не будет последним, завершающим.

Американский учёный Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е гг. ХХ в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять таких стадий:

- традиционное общество:

- период предпосылок или переходного общества;

- период «взлёта» или сдвига;

- период зрелости;

- эра высокого массового потребления.

Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, он противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признаёт «английско-американский образец». В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поисками путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Вопросы:

1. Возможно ли существование истории без периодизации?

2. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать?

3. Предолжите свой подход к периодизации истории.

4. Какой вариант периодизации вы считаете наиболее эффективным? Почему?

5. Составьте периодизацию собственной жизни и жизни ваших родителей.

6. Сделайте хронологическую ленту истории и разместите на ней все вышеперечисленные виды периодизации, учитывая, что в современной периодизации действует следующая временная система:

· Первобытная эпоха – 2-1,5 млн. лет до н. э. –IV тыс. до н. э.

· Древний мир – IV тыс. до н. э. – I тыс. до н. э.

· Античность – III тыс. до н. э. – 500 г. н. э.

· Средневековье – V – XV вв. н. э.

· Новое время – XV – XIX вв. н. э.

· Новейшее время – ХХ век.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: