Основные факторы социально-исторического развития

Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Предмет, структура и социокультурные функции философии.Ф-ции:

Мировозренческая (фил. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир)

Методологическая (фил. участвует в разработке общей научной картины мира)

Социально-критическая(фил. осуществляет теоретический анализ причин возникающих социальных проблем)

Предметом фил являются наиболее общие законы природной, социальной и духовной реальности.

Структура фил:Социальная философия (исследует взаимоотношение личности и общества, поиска идеальной модели общественного устройства)

Этика (изучает проблемы норм и идеалов поведения человека)

Гносеология (исследует проблемы познавательной деятельности человека, форм познания)

Логика (исследует законы и формы правильного мышления)

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. Общество развивается по собственным законам. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе сливаются в поток действий масс, классов, партий, общественных движений.

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, не сводимых друг к другу.

Во-первых, это мир природы и вещей, существующих независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и процессов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир – человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Проблема взаимосвязи человеческого общества и общественного человека конкретизируется в проблеме соотношения субъективного фактора и объективных условий функционирования и развития обществ (исторического процесса). Общественное сознание и субъективный фактор, общественное бытие и объективный фактор взаимосвязаны, но не тождественны один другому. Функционирование и развитие любого человеческого общества - это процесс, в котором практически действуют, с одной стороны, субъективный фактор (люди, общности), а с другой - объективные

48.ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ Проблема источника исторического развития связана с решением вопроса о том что движет историю т.е о тех глубинных причинах которые определяют качественное измерение общества и его переход к новому состоянию. Для решения этой проблемы выделяют три модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории социального противоречия исходят из общедиалектических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей являются источниками развития как в природе так и в обществе.

Солидаризм- делает акцент на социальной сплочённости как гаранте сбалансированного развития общества. Основанием солидарнасти является разделение труда и стратификационная структура общества, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов.

Теории конфликта выступают как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с социальным противаречием конфликт является более узким понятием и определяется как осознанное противостояние двух или более сторон.

Проблема движущих сил и субъекта истории это вопрос о том кто ее движет.в этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории- это слои населения посредством которых осуществляется воля субъекта. В качестве субъекта выделяют: личность,народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ,народные массы, массы.

49.НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ.

Для философского анализа истории общества важно определить общую траекторию развития исторического процесса. Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (стадильно-поступателыюму) и нелинейному (культурологическому и цивилизационному). Первый подход предполагает, что развитие всех социоисторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития.

Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы.

Среди современных вариаций линейного подхода к периодизации социальной истории можно выделить концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и т.д.). В основе данных концепций лежит выделение в истории развития человечества трех этапов:

1) доиндустриалыюго (традиционного) общества;

2) индустриального общества;

3) постиндустриального общества.

Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий. Необходимо отметить, что термин «цивилизация» употребляется в нескольких смыслах:

1) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, О. Тоффлер);

2) как синоним культуры (А. Тойнби);

3) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер).

Идеи нелинейного подхода к истории развивали такие мыслители как Н.А. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс.

А. Тойнби, исследуя закономерности исторического процесса и его факторы, разработал концепцию локальных цивилизаций. Согласно этой концепции, история человечества рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения через расцвет к упадку и умиранию. В качестве движущих сил истории Тойнби рассматривает:

1) «вызов», брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение; военная агрессия и т.п.);

2) творческий «ответ» цивилизации на вызов;

3) деятельность талантливых людей («творческого меньшинства», элиты).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов - ответ». «Ответы» на «вызов» могут быть различны, и в этом причина несхожести исторического пути народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: