Культура хараппской цивилизации

Археологические раскопки, проведенные много­численными экспедициями из разных стран, по­зволили установить, что первые центры культуры Индии существовали уже в III тыс. до н.э. в сред­нем и нижнем течении Инда — это города Хараппа и Мохенджо-Даро. Высокоразвитая городская культура этого перио­да выросла на основе местных традиций, ее городские центры под­держивали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Сред­ней Азией, областями юга Индии. Хараппская цивилизация была одной из крупнейших на Древнем Востоке. Ее ареал протянулся при­мерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Вы­сокого развития в ней достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Основные центры этой цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро были крупными городами с населением около 100 тыс. человек. Дан­ные города отличались строгой планировкой: прямоугольные кварта­лы размерами 200 х 400 м разделялись главными магистралями, ши­рина которых достигала 10 м. В городах также четко выделялся ниж­ний город, где располагались жилые постройки, и верхний город — цитадель, построенная на искусственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Здесь, очевидно, находились админист­ративные здания. В ней также население города спасалось от навод­нений, довольно частых в долине Инда.

Наиболее яркая особенность этой культуры — ее чрезвычайный консерватизм. За тысячу лет существования индской цивилизации в Египте сменилось более десятка больших династий. Шумер был по­корен Аккадом, а все месопотамские города за этот период претерпе­ли в своем устройстве много существенных изменений. Однако ни один из городов долины Инда до самого конца своего существования не подвергался каким-либо изменениям. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводи­лись почти точно на месте прежних. На протяжении по крайней мере тысячелетия расположение центральных улиц города оставалось неиз­менным. Только к концу существования городов появляются призна­ки упадка и запустения. Не подвергаются изменениям и остаются практически одними и теми же керамические изделия, типы орудий и печати. Полная устойчивость наблюдается также и в алфавите, кото­рый сильно отличается от более позднего индийского и китайского.

В отличие от других древних культур в городах хараппской циви­лизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений. В городах долины Инда были обнаружены только предметы художественного ремесла — изделия из бронзы, ювелирные предметы, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика.

Из всех произведений художественных ремесел особого внима­нию заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях. Искус­но вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и подписей вокруг изображе­ний, а также тонкостью пластической обработки поверхности указы­вают на их близкое сходство с произведениями художественных ре­месел месопотамской культуры. Однако в этих ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближаю­щие их с последующей, уже собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчет­ливо напоминающее будущий образ божества Шивы — владыки раз­рушительных сил Вселенной.

Но не только рельефы и узоры печатей, а и небольшие каменные и бронзовые фигурки показывают, что уже в тот далекий период скульпторы овладели мастерством пластического изображения чело­веческого тела и передачи движения. Яркими образцами этой пла­стики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс тан­цующего мужчины (10 см) из Хараппы. По ним видно, что изобра­жение человека было уже важной, освоенной областью древней ин­дийской художественной культуры.

Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность. Можно предположить, что, имея письменность, культура Хараппы сумела создать какие-то лите­ратурные произведения, религиозные и эпические поэмы, наподобие шумерских и вавилонских. Но о такого рода памятниках художест­венной культуры нам ничего не известно, так как язык и письменность остаются нерасшифрованными. Из надписей на печатях, кера­мике и металлических изделиях ученые смогли выделить более 400 различных знаков, но вопрос о том, каковы истоки этой письменно­сти и на каком языке говорило население хараппской культуры, ос­тается открытым.

Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской циви­лизации пришла в упадок. Причина ее заката также остается загадоч­ной и вызывает разные предположения. Возможно, падение этой ци­вилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен, сто­явших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи, применив новую методику анализа костных останков, пришли к выводу, что возможной причиной гибе­ли жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: