Государственный Совет

Создание Государственной Думы

6 августа 1905 г. царь подписал Манифест и утвердил Положение о выборах в Гос. думу. Предполагалось создание

· законосовещательного (предварительная разработка законопроектов)

· избираемого населением (а не назначаемого, как Госсовет) органа дополнительно к Государственному совету

Результат: бойкотирование выборов населением.

17 октября 1905 года – подписание царем манифеста «Об усовершенствовании гос. порядка»

1. Это было юридическое превращение абсолютной монархии в ограниченную монархию, так как:

· Дума становилась законодательной

· Система выборов в Думу стала более демократичной (предусматривала право избирательного голоса для рабочих). Хотя за счет махинаций с выборщиками (2-степенные для помещиков и буржуа, 3 – для рабочих, 4 для крестьян + региональные и иные ограничения) голос помещика равнялся 3 голосам городских избирателей, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих.

2. Это была попытка царизма заручиться поддержкой буржуазии через предоставление ей права голоса в Госдуме. С другой стороны, реально царизм с буржуазией властью не поделился.

I дума стала оппозиционной правительственному лагерю. Стремилась обсуждать и принимать решения по важнейшим гос. проблемам à через 72 дня она была досрочно распущена.

II Дума стала еще более оппозиционной. У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы:

· принятие аграрного закона на базе столыпинского указа от 9 ноября 1906 г. было под угрозой.

· Дума не торопилась также с одобрением государственного бюджета. А от этого зависела оценка иностранными кредиторами платежеспособности России, так как в состав Думы входили представители крупной буржуазии. В то же время Россия имела большие гос.долги

· Запросы по поводузлоупотреблений и незаконных действий должностных лиц

Закончилась эта игра в «парламент» государственным переворотом 3 июня 1907 г., когда Николай II разогнал II Думу (на основе обвинений в антиправительственном заговоре), изменил избирательный закон (противоречило ст.86 Основных государственных законов, относивших подобные вопросы к компетенции Думы) и создал послушную ему III Думу. Фактически царь действовал как абсолютный монарх.

Несмотря на некоторые ограничения, в целом Дума имела солидные полномочия, хотя фактически не всегда могла их реализовать.

Царь реорганизовал Государственный совет: он стал выступать в качестве верхней палаты по отношению к Государственной Думе. Правовая база: акт о переустройстве учреждения Госсовета (1906), Учреждение Госсовета (1906)

Состав: реакционный. Половина Совета назначалась царем, другая половина избиралась узкими корпорациями (от православного духовенства, от губернских земских собраний, от императорских Академии наук и университетов, от буржуазных организаций).

Законопроект из Государственной Думы поступал в Государственный совет, который мог при желании отклонить его. Например, Государственная Дума сделала попытку добиться принятия акта об отмене смертной казни, проект которого был отклонен Государственным советом. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: