Работа по развитию дыхания и голоса.
Развитие мимических мышц (см. занятие 11).
Массаж лица (см. занятие 11).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 11).
Развитие общей моторики (см. занятие 11).
Общее расслабление (см. занятие 11).
Лексико-грамматические игры.
Фонетические игры.
— Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков К, X или Хь.
—Звуковой анализ слов с выкладыванием звуковой схемы: мак, хна.
—Игра «Скажи наоборот». Замени X на Хь, а К на X:
ха-ха-ха-ха — ка-ка-ка-ка хо-хо-хо-хо — ко-ко-ко-ко
хы-хы-хы-хы — кы-кы-кы-кы
— Игра «Скажи наоборот». Короткий хвост — длинный хвост.
Длинные лапы —... Тонкая шея —...
Черный клюв —.. Острый клюв —...
—Образование сложных прилагательных: корот-
кий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв —... черное крыло —... красные лапы —... тонкие лапы —... длинные лапы —....
|
|
—Образование приставочных глаголов: Птичка с веточки (что сделала?) слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела.
(Глаголы: прилетела, улетела, влетела, зале-
тела, вылетела, облетела и т.д.)
Занятие 12. Звуки К — X
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков К — X;
— формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
коррекционно-развивающие:
—учить детей дифференцировать звуки К — X в слогах, словах, предложениях;
—развивать звуковой анализ и синтез;
—развивать фонематические процессы;
— развивать функцию словоизменения;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них.
Оборудование: картина с изображением частей тела птиц, картинки со звуками К, X и птицами, макет березы, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Вспомнить перелетных птиц, слова со звуками К, X.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении 6—8 секунд, вернуть в исходное
положение;
—для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу; пошлепать губами;
—для языка: поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (3 раза).
—Исходное положение стоя. «Ранним осенним утром такой свежий воздух!» — говорит логопед. Дети выполняют вдох ртом и выдох носом (3—4 раза).
—Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки ЭА.
вдох | эа
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки К и X.