Ход занятия
Занятие 11. Звуки X, Хь. Буква X
V. Упражнения по развитию лексико-грамматичекой стороны речи.
Выделение четвертого лишнего: ласточка, бабочка, синица, журавль. Перед детьми выставляется большая картинка с бабочкой, чтобы можно было увидеть особенности строения ее тела. Дети рассматривают бабочку.
Логопед показывает и называет части ее тела, и говорит о том, что так устроены насекомые: крылья, усики, брюшко, голова, хоботок,
грудь, лапки. '
Игра «Как питаются насекомые?»
Кузнечики, жуки, тараканы — грызут и откусывают.
Бабочка — высасывает нектар из цветка хоботком.
Шмель — добывает нектар из цветка длинным гибким язычком. Точно так же добывают нектар и пчелы.
Муха слизывает хоботком остатки нашей пищи.
Комар прокалывает кожу и питается кровью человека и животных.
VI. Итог занятия и оценка работы детей. Дайте характеристику звука О. Назовите части тела насекомых.
VI/. Домашнее задание. К занятию 10 (альбом 1, с. 13).
Цели;
коррекционно-образовательные:
|
|
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков X, Хь;
— формировать навыки словоизменения — закреплять употребление родительного падежа единственного и множественного числа;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать мыслительную деятельность;
— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:
— познакомить детей с жизнью птиц.
Оборудование: картинки со звуками X, Хь и птицами, наборы для составления схем, разрезные азбуки, счетные палочки, дидактическое пособие к игре «Замок».
/. Организационный момент.
Как питаются насекомые? Назвать слова-действия.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.
Гуси серые летели. На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали, Потом быстро убежали
Гуси серые летели, На лужайке тихо сели.
Развитие общей моторики. «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: — Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: — Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: — Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Эта птичка — злой орлан. | Машут сложенными накрест ладонями. |
Птички, птички, по домам! (И. Нищева | Машут обеими руками, как крыльями. |
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.