Акустико-артикуляционный образ звуков.
Объявление темы.
Работа по развитию дыхания и голоса;
Развитие мимических мышц.
Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! | Удивление. |
Надолго хватит! | Радость. |
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды. | Огорчение. |
Но ведь это мои друзья! | Улыбка. |
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
—для челюсти: открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опускать челюсть вниз;
—для губ: «трубочка»; «рупор» (5раз);
—для языка: «лопатка»; «иголочка».
—вдох носом, выдох носом (5 раз, контроль — зеркало);
—голосовые упражнения — произносить на одном
выдохе звуки ИУ:
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Сегодня мы с вами побываем в гостях у перелетных птиц и познакомимся со звуками X, Хь.
Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеем ся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.)
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков.
|
|
Звук X — согласный, твердый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.
Звук Хь — согласный мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета), глухой, заднеязычный.
3. Развитие фонематического слуха. Выделение звуков X, Хь в звуковом ряду. На звук X — хлопаем, на звук Хь — топаем.
4. Связь звуков и букв.
На ходулях скороход Собирается в поход.
Выкладывание буквы X из счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке.
— Игра «Скажи наоборот».
Ха-ха-ха — хя-хя-хя Хо-хо-хо — хё-хё-хё Хы-хы-хы — хи-хи-хи Хэ-хэ-хэ — хе-хе-хе
—Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Составление слогов из букв разрезной азбуки.
—Игра «Посели слово в замок». Выставляются картинки со звуками X, Хь. Дети определяют, какой именно звук находится в словах и поселяют картинки в соответствующий замок. (В зеленом зам-
ке живут мягкие звуки, в синем — твердые.)
—Звуковой анализ слов: мох, хек. Составление цветной схемы данных слов.
—Игра «Слово потерялось».
Утром громко поют... (петухи) У лисы пушистый... (хвост)
—Деление предложений из предыдущего упражнения на слова, запись графической схемы.
—Произнесение чистоговорок.
Ха-ха-ха — вкусная уха. Хе-хе-хе — птичка на ольхе.
Хи-хи-хи — поют петухи. Ох-ох-ох — в лесу растет мох.
IV. Физкультминитка
Баба сеяла горох, | Исходная позиция: стоя. Руки поднимают вверх. |
Ох! Ох! Ох! | Опускают. Свободные взма- хи руками перед собой. |
Уродился он неплох, | Руки поднимают вверх. |
Ох! Ох! Ох! | Опускают. Свободные взма- хи руками перед собой. |
Уродился он пустой, Я бегу, а ты постой. | По тексту. |
V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
|
|
— Выделение четвертого лишнего (со зрительной
опорой и помощью логопеда).
• Воробей, ворона, ласточка, сорока.
• Дятел, журавль, синица, сова.
• «Почему эти птицы лишние? Потому, что они на зиму улетают в теплые края», — говорит логопед. Логопед называет и выставляет остальные картинки: скворец, соловей, жаворонок,
зяблик— и сообщает детям, что этих птиц называют перелетными.
— Игра «Птицы улетели».
Ласточка — ласточки — нет ласточек.
Журавль — журавли — нет журавлей.
Скворец — скворцы — нет скворцов.
Соловей — соловьи — нет соловьев.
Жаворонок — жаворонки — нет жаворонков.
Зяблик — зяблики — нет зябликов.
VI.Итог занятия и оиенка работы детей.
Логопед просит детей дать характеристику звукам X, Хь. Каких птиц мы называем перелетными? Назовите перелетных птиц.
VI/. Домашнее задание.
К занятию 11 (альбом 1, с. 14—15).
VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1, с. 14; октябрь, 4 неделя).