Роль взрослого в психическом развитии ребенка. Развитие общения ребенка со взрослым

Понятие ведущей деятельности

Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым. Термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (т.е. то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (т.е. с ее мотивом). От деятельности следует отличать действие, т.е. такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Структура деятельности включает три уровня: деятельность – действие – операция, которым соответствует психологический ряд: мотив-цель – задача. Входе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности. Важнейшим механизмом развития деятельности, по терминологии А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть этого механизма состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом.

Взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребенка, и только он может передать ее. Культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым.М.И. Лисина и ее ученики внесли в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка со взрослым – и разработали концепцию его развития, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: предмет, потребности, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные, личностные. Средствами общения являются те операции, с помощью которых осуществляется коммуникативеая деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами: 1) временем возникновения данной формы; 2) основным содержанием потребности в общении, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения; 3) главными мотивами, побуждающими ребенка на этом этапе к общению со взрослыми; 4) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребенка со взрослым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: