Меняется Организация педагогического процесса в ДОУ

Содержание параметров форм общения М.И. Лисиной

Название форм общения Форм общения Содержание потребности Мотивы общения Средства общения
Ситуативно-личностная Ситуативно-деловая Внеситуативно-познавательная Внеситуативно-личностные 2-6 мес. 3 мес.-3 года 3 года-5 лет 6-7 лет Внимание и доброжелательность взрослого Сотрудничество со взрослым Уважение взрослого Сопреживание и взаимопонимание взрослого Личностные Деловые Познавательные Личностные Экспрессивно-мимические Предметно-действенные Речевые Речевые

Способ передачи новой мотивации имеет свою специфику. Здесь невозможно сообщение новой информации, усвоение через подражание или демонстрация образцов действия. В этой сфере действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля), которые предполагают не только активность присвоения со стороны ребенка, но и активность отдачи со стороны взрослого, ег субъективную включенность в общение с ребенком.

Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития, которая является важнейшей характеристикой возрастного периода.

Периодизация психического развития в онтогенезе

Д.Б. Эльконин, исходя из культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, предложил другое понимание психического развития, которое и легло в основу его периодизации. Согласно этому пониманию, ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него. Система «ребенок и общество», заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, который возможен только в сотрудничестве со взрослыми.

В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности. Д.Б. Эльконин выделял два типа деятельности детей. В первую группу входят те деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый». Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Эта деятельность осуществляется в системе «ребенок – общественный предмет».

Для младенческого возраста ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка. (1). В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми. (2).В дошкольном возрасте (от 3-6 лет) ведущей деятельность становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. (1).В младшем школьном возрасте (6-11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.(2). В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельность становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей или противопоставляются им.(2). В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком отношении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем юношеском, возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.(2).

В детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой – периоды, в которые происходит преимущественное освоение способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей. Общим для них является то, что они направлены на овладение элементом человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире и становление новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Переходы меду различными периодами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей возрастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими или кризисами возрастного развития. Выделено четыре основных критических периода:

- кризис одного года;

- кризис 3 лет;

- кризис 7 лет;

- кризис подросткового возраста. Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов.

Д.Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которых вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным, или ведущим, типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития.

Ранний возраст – период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям:

- развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;

- развитие активной речи ребенка;

-развитие произвольного поведения;

-появление игровых замещений;

- формирование потребности в общении со сверстником;

- развитие самосознания и самостоятельности ребенка.

Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

Перенос действия на другие предметы осуществляются двумя путями. 1) перенос действия с одного предмета на другой. 2)перенос действия в другую ситуацию.

Главное в овладении орудийными действиями – это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: