Календарно-тематический принцип
В соответствии со спецификой дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Реализовываться в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей, 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей. Появление учебной модели (специально организованных занятий) возможно при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
6.3. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
• 5. Меняется содержание дошкольного образования
|
|
• 4 основных направлений:
• Физическое развитие: «физическая культура», «Здоровье»;
• Познавательно-речевое развитие:«Коммуникация», «Чтение детям художественной литературы», «Познание», «Кругозор»:
• Художественно-эстетическое развитие: «Музыка», «Художественное творчество»;
• Социально-личностное развитие: «Социализация», «Труд», «Безопасность».
- три основных принципа построения обра-
школьного образования. зовательного процесса:
• учебный;
• предметно-средовой;
• комплексно-тематический1.
Надо заметить, ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, сочетаясь с одним или двумя другими принципами, или моделями построения образовательного процесса. Рассмотрим каждый из них в контексте основных концептуальных положений ФГТ.
Учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования. С середины XX века, с появлением дидактической системы А.П.Усовой, большинство программ дошкольного образования (типовых и вариативных), высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для системы дошкольного образования, и - соответственно - практических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений - в большей или меньшей степени ориентированы на рассматриваемую учебную модель. Главное в ней:
• обучение - ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие), соответственно учебная деятельность - особая и самостоятельная (наряду с игрой и трудом), а фактически, хотя прямые указания на это отсутствуют, и ведущая деятельность детей дошкольного возраста;
|
|
• специально организованные занятия - основная форма процесса обучения.
В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и другим «предметам». В рамках конкретного занятия решаются образовательные задачи данного «предмета». Так, например, если это занятие по формированию элементарных математических представлений, то в течение всего занятия дети занимаются счетом, знакомятся или закрепляют геометрическую фигуру, учатся ориентировать-
1 Короткова НА. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 27.
ся в пространстве и т.д. Сложность и детализация указанных задач зависит от возрастной группы детей, или года обучения по образовательной программе детского сада. Безусловно, с середины XX века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения образовательных задач других «предметов» (проведение интегрированных занятий), более свободной организации детей, менее «диктаторской» позиции взрослого и т.п. Однако сущностные характеристики учебной модели при этом остались неизменными, а это означает, что по-прежнему, как и несколько десятилетий назад, учебный принцип построения образовательного процесса вступает в противоречие с основными положениями отечественной научной психолого-педагогической школы, а именно культурно-историческим, деятельностным, личностным подходами к проблеме развития ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин и др.), согласно которым:
• учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте; ее предпосылки формируются к концу дошкольного детства;
• «предметный» принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников, поведение и деятельность которых «...обычно представляют еще недостаточно дифференцированное целое»2;
• организация специальных занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности, более того, «они (детские деятельности. -О.С, Н.Ф.) либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами дидактизиру-ются - в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов»3;
2 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. - 432 с, илл. - (Акад. пед. наук СССР). - С. 376.
3 Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии, 1997. № 1. - С. 4.