Международная экономическая интеграция, ее сущность и основа

Банковская система Республики Беларусь

Банками являются государственные, акционерные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в ссуды, а также для осуществления иных опе­раций в соответствии с Законом «О банках и банковской дея­тельности в Республике Беларусь».

Банковская система включает Национальный банк Республи­ки Беларусь, коммерческие банки и другие кредитные учрежде­ния; зарегистрированные в установленном порядке.

Национальный банк Республики Беларусь является цент­ральным банком. Он подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными функциями этого банка являются: денежно-кредит­ное регулирование., организация межбанковских расчетов и кас­сового. обслуживания коммерческих банков; налаживание со­вместно с Министерством финансов республики кассового испол­нения государственного бюджета через коммерческие банки; регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими устанавливаемых обязательных нормативов, применением банковского законодательства и издаваемых Национальным банком Республики Беларусь нормативных актов; контроль за открытием.- Филиалов и представительств иностранных банков на территории Беларуси регулирование внешнеэкономической банковской деятельности и других исходя из этих функций решают­ся важнейшие задачи поставленные перед Национальным бан­ком Республики Беларусь и регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости денежной единицы, координа­ция кредитно-денежной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии, поддержание стабильных цен.

Национальный банк Республики Беларусь обычно не зани­мается кредитно-расчетным обслуживанием предприятий, орга­низаций, предпринимателей, населения и т. д. Главным звеном в обслуживании народного хозяйства и населения являются банки второго уровня - коммерческие банки.

Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридиче­ских лиц, предпринимателей, граждан путем совершения опера­ций и оказания услуг. Коммерческие банки различаются по:

принадлежности уставного капитала и способу его форми­рования: государственные, акционерные, общества с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала, иностранные банки; видам совершаемых операций - универсальные и специали­зированные; территориям и сфере деятельности - общегосударственные, региональные и отраслевые.

Акционерные банки - банки, капита­лы которых формируются за счет выпуска и продажи акций. Учредителями и акционерами могут быть предприятия, органи­зации, частные лица, другие банки, совместные предприятия, иностранные предприятия и банки и т. д. Банки осуществляют обычные банковские операции. Однако деятельность их отвечает прежде всего интересам акционеров.

Коммерческие банки независимы от исполнительных и распо­рядительных органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с текущей банковской дея­тельностью. Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе путем совмещения должностей, в органах управления банков.

Банки не отвечают по обязательствам государства, а госу­дарство не отвечает по обязательствам банков. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и ис­пользования денежных средств, проведения других операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения. Они отвечают по своим обязательствам перед клиентами всем принадлежащим им имуществом и денежными средствами, в то же время не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам банков, если в их уста­вах или договорах не предусмотрено иное.

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций, по­лучаемых от Национального банка Республики Беларусь. Одно­временно с выдачей лицензии на проведение банковских опера­ций Национальный банк производит регистрацию коммерческого банка с согласия местных Советов народных депутатов.

Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих

банков могут быть юридические и физические лица: например, другие банки, объединения, предприятия, организации, учреж­дения, в том числе союзы (объединения) кооперативов, кооперативы и иные общественные организации. Пайщиками, помимо учредителей, могут быть различные предприятия и орга­низации, являющиеся юридическим лицом. Решение о создании банка принимается на собрании учредителей.

Учредители (или их полномочные представители) имеют право избирать в порядке, определенном собранием учредите­лей, и быть избранными в совет банка и ревизионную комиссию; вносить на рассмотрение руководящим органом предложения по вопросам, входящим в сферу деятельности банка, участвовать в обсуждении этих вопросов на собраниях, совещаниях и рабо­чих заседаниях руководящих органов; участвовать в голосова­нии на собрании учредителей банка по вопросам, отнесенным к ведению собрания. Учредители пользуются услугами банк при кредитно-расчетном обслуживании, получают часть прибыли (дивиденды).

Коммерческие банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Служа­щие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.

В целях обеспечения финансовой прочности банка, поддер­жания им ликвидности баланса, т. е. способности своевременно и полностью производить платежи по своим обязательствам, а также защиты интересов его клиентов, коммерческие банки соблюдают экономические нормативы, устанавливаемые Нацио­нальным банком Республики Беларусь, а также создают резерв­ные и страховые фонды.

Предприятия различных стран поддерживают широкий спектр деловых контактов, выступают в качестве партнеров на мировых товарных, сырьевых и других рынках. Основой сотруд­ничества отдельных предприятий, а также экономических отно­шений между государствами является движение товарно-­материальных ценностей, трудовых ресурсов и капиталов в рам­ках процессов глобализации мировой экономики, интернационали­зации хозяйственной деятельности.

С учетом интересов национальной,экономики предприятия специализируются на производстве определенной продукции, для изготовления которой имеются наилучшие условия (запасы минерального сырья, дешевые трудовые ресурсы и т. д.), в целях обмена ее на продукцию, производство которой в данной стране невозможно, затруднено или неэффективно. Степень и характер участия в международном разделении труда (международной специализации производства и международном кооперировании) связаны с особенностями экономического, политического, исто­рического и этнокультурного развития и определяют систему внешнеэкономических связей государства.

Внешнеэкономические связи государства- это совокупность торгово-экономических, экономико-правовых, научно-технических, валютно-финансовых, кредитно-расчетных и других дело­вых отношений отечественных и иностранных субъектов хозяй­ствования. Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на выбор деловых партнеров в других государствах: внутренние, связанные с особенностями развития национальной экономики, и внешние, отражающие возможности внешних (ры­ночных, ценовых, политических) воздействий на структуру внешнеэкономических связей страны.

Структурные и отраслевые особенности трансформационной экономики Республики Беларусь, «сборочный» и «перерабаты­вающий» характер крупнейших производств, доставшийся от производственно-территориального деления в СССР, определя­ют специфику ее внешнеторгового оборота, сложившийся ус­тойчивый диспаритет между импортом и экспортом продукции, который в условиях долгосрочных тенденций роста мировых цен на минерально-сырьевые ресурсы приобретает особую остроту. Вместе с тем, положительными факторами для развития много­векторных деловых контактов с иностранными предприятиями являются высокие показатели уровня образования населения, развитие наукоемких отраслей, унитарное государственное уст­ройство, политическая стабильность, незначительная величина внешней задолженности. Данные факторы открывают в средне­срочной перспективе широкие возможности для развития пер­спективных форм международного кооперирования, определяют инвестиционную привлекательность белорусской экономики.

В конце 80-х гг. переход на экономические механизмы хозяй­ствования обусловил объективную необходимость отмены госу­дарственной монополии на внешнюю торговлю, децентрализа­ции внешнеэкономического комплекса, предоставления пред­приятиям различных организационно-правовых форм и форм собственности прав самостоятельного выхода на внешний ры­нок. Законодательной основой для развития внешнеэкономиче­ских связей Республики Беларусь с другими странами стал при­нятый в 1990 г. Закон «Об основах внешнеэкономической дея­тельности».

Отечественные предприятия получили право самостоятельно выходить на внешние рынки в поисках наиболее выгодных рын­ков сбыта и закупок за счет собственных и заемных валютных средств (кредитов коммерческих банков в иностранной валюте). Первоочередное значение, таким образом, при обретает качество, новизна и технологичность выпускаемой продукции (услуг), со­действующие ее конкурентоспособности на внешних рынках.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия- это со­вокупность производственных, хозяйственных, организационных, управленческих, Финансово-экономических и коммерческих функций связанных с проведением внешнеторговых и финансовых сделок, участием в международной экономической интегра­ции, движением денежных средств и документооборотом. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность предприятия свя­зана с международным обменом товар но-материальными ценно­стями. услугами, перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, участием предприятия в междуна­родной производственной кооперации, международном инве­стиционном сотрудничестве и международных валютно-финан­совых операциях.

Основными мотивами развития внешнеэкономической.дея­тельности отечественных предприятий являются:

- потребность в закупках сырья, комплектующих изделий, оборудования, современных технологий для их конечного использования или перепродажи на внутреннем рынке (предприятие выступает в качестве импортера);

- свободный выбор рынков сбыта конкурентоспособной про­дукции вне рамок национальных границ с целью максими­зации прибыли (предприятие выступает в качестве экспор­тера); участие в международной кооперации;

- освоение новых рынков сбыта; продление жизненного цик­ла продукции путем ее реализации на новых рынках (на­пример, на рынках развивающихся стран);

- торговое посредничество между отечественными и ино­странными производителями и потребителями;

- привлечение иностранных инвестиций в целях модерниза­ции производства, повышения конкурентоспособности про­дукции, стабилизации финансового положения; обновление основного капитала с помощью международного лизинга;

- эффективное вложение капитала в зарубежных странах. Для осуществления своих внешнеторговых операций без по­средников по установленному перечню товаров, предприятия должны получать соответствующие лицензии и квоты.

Специфика внешнеэкономических связей Республики Бела­русь определяет характер, структуру и особенности внешнеэко­номической деятельности отечественных предприятий.

Вместе с тем на выбор формы внешнеэкономической дея­тельности предприятий и установление деловых отношений с иностранными партнерами серьезное влияние оказывает сле­дующая группа взаимосвязанных факторов:

- характер основной деятельности предприятия (производство, обращение товаров, посреднические услуги и т. п.);

- форма собственности предприятия и условия хозяйствова­ния;. финансовое положение предприятия

- возможности получения валютных кредитов и других форм внешнеторгового финансирования (гарантии, акцеп­ты и т.д.) в коммерческих банках;,

- особенности, таможенно-тарифного и налогового законода­тельства;

- особенности государственного регулирования внешнеэко­номической деятельности предприятий, валютного регули­рования; структура органов регулирования.

В результате производственно-хозяйственных, экономико­-правовых, валютно-финансовых, кредитно-расчетных. и других взаимоотношений между отечественными субъектами хозяйст­вования и иностранными предприятиями (международными ор­ганизациями) происходит перераспределение ресурсов в нацио­нальной и иностранной валюте: движению товарно-материаль­ных ценностей сопутствуют финансовые потоки.

Таким образом, в качестве объекта финансов внешнеэконо­мической деятельности предприятий необходимо рассматривать экономические отношения отечественных предприятий с ино­странными субъектами хозяйствования, в результате которых происходит формирование и перераспределение фондов в на­циональной и иностранной валютах.

Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий ­экономическая категория, выражающая экономические отноше­ния в процессе внешнеэкономической деятельности, в результате которых формируются и перераспределяются денежные фонды в иностранной валюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: