Банковская система Республики Беларусь
Банками являются государственные, акционерные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в ссуды, а также для осуществления иных операций в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь».
Банковская система включает Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки и другие кредитные учреждения; зарегистрированные в установленном порядке.
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком. Он подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными функциями этого банка являются: денежно-кредитное регулирование., организация межбанковских расчетов и кассового. обслуживания коммерческих банков; налаживание совместно с Министерством финансов республики кассового исполнения государственного бюджета через коммерческие банки; регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими устанавливаемых обязательных нормативов, применением банковского законодательства и издаваемых Национальным банком Республики Беларусь нормативных актов; контроль за открытием.- Филиалов и представительств иностранных банков на территории Беларуси регулирование внешнеэкономической банковской деятельности и других исходя из этих функций решаются важнейшие задачи поставленные перед Национальным банком Республики Беларусь и регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости денежной единицы, координация кредитно-денежной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии, поддержание стабильных цен.
Национальный банк Республики Беларусь обычно не занимается кредитно-расчетным обслуживанием предприятий, организаций, предпринимателей, населения и т. д. Главным звеном в обслуживании народного хозяйства и населения являются банки второго уровня - коммерческие банки.
Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц, предпринимателей, граждан путем совершения операций и оказания услуг. Коммерческие банки различаются по:
принадлежности уставного капитала и способу его формирования: государственные, акционерные, общества с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала, иностранные банки; видам совершаемых операций - универсальные и специализированные; территориям и сфере деятельности - общегосударственные, региональные и отраслевые.
Акционерные банки - банки, капиталы которых формируются за счет выпуска и продажи акций. Учредителями и акционерами могут быть предприятия, организации, частные лица, другие банки, совместные предприятия, иностранные предприятия и банки и т. д. Банки осуществляют обычные банковские операции. Однако деятельность их отвечает прежде всего интересам акционеров.
Коммерческие банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с текущей банковской деятельностью. Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе путем совмещения должностей, в органах управления банков.
Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения других операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения. Они отвечают по своим обязательствам перед клиентами всем принадлежащим им имуществом и денежными средствами, в то же время не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам банков, если в их уставах или договорах не предусмотрено иное.
Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от Национального банка Республики Беларусь. Одновременно с выдачей лицензии на проведение банковских операций Национальный банк производит регистрацию коммерческого банка с согласия местных Советов народных депутатов.
Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих
банков могут быть юридические и физические лица: например, другие банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, в том числе союзы (объединения) кооперативов, кооперативы и иные общественные организации. Пайщиками, помимо учредителей, могут быть различные предприятия и организации, являющиеся юридическим лицом. Решение о создании банка принимается на собрании учредителей.
Учредители (или их полномочные представители) имеют право избирать в порядке, определенном собранием учредителей, и быть избранными в совет банка и ревизионную комиссию; вносить на рассмотрение руководящим органом предложения по вопросам, входящим в сферу деятельности банка, участвовать в обсуждении этих вопросов на собраниях, совещаниях и рабочих заседаниях руководящих органов; участвовать в голосовании на собрании учредителей банка по вопросам, отнесенным к ведению собрания. Учредители пользуются услугами банк при кредитно-расчетном обслуживании, получают часть прибыли (дивиденды).
Коммерческие банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.
В целях обеспечения финансовой прочности банка, поддержания им ликвидности баланса, т. е. способности своевременно и полностью производить платежи по своим обязательствам, а также защиты интересов его клиентов, коммерческие банки соблюдают экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь, а также создают резервные и страховые фонды.
Предприятия различных стран поддерживают широкий спектр деловых контактов, выступают в качестве партнеров на мировых товарных, сырьевых и других рынках. Основой сотрудничества отдельных предприятий, а также экономических отношений между государствами является движение товарно-материальных ценностей, трудовых ресурсов и капиталов в рамках процессов глобализации мировой экономики, интернационализации хозяйственной деятельности.
С учетом интересов национальной,экономики предприятия специализируются на производстве определенной продукции, для изготовления которой имеются наилучшие условия (запасы минерального сырья, дешевые трудовые ресурсы и т. д.), в целях обмена ее на продукцию, производство которой в данной стране невозможно, затруднено или неэффективно. Степень и характер участия в международном разделении труда (международной специализации производства и международном кооперировании) связаны с особенностями экономического, политического, исторического и этнокультурного развития и определяют систему внешнеэкономических связей государства.
Внешнеэкономические связи государства- это совокупность торгово-экономических, экономико-правовых, научно-технических, валютно-финансовых, кредитно-расчетных и других деловых отношений отечественных и иностранных субъектов хозяйствования. Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на выбор деловых партнеров в других государствах: внутренние, связанные с особенностями развития национальной экономики, и внешние, отражающие возможности внешних (рыночных, ценовых, политических) воздействий на структуру внешнеэкономических связей страны.
Структурные и отраслевые особенности трансформационной экономики Республики Беларусь, «сборочный» и «перерабатывающий» характер крупнейших производств, доставшийся от производственно-территориального деления в СССР, определяют специфику ее внешнеторгового оборота, сложившийся устойчивый диспаритет между импортом и экспортом продукции, который в условиях долгосрочных тенденций роста мировых цен на минерально-сырьевые ресурсы приобретает особую остроту. Вместе с тем, положительными факторами для развития многовекторных деловых контактов с иностранными предприятиями являются высокие показатели уровня образования населения, развитие наукоемких отраслей, унитарное государственное устройство, политическая стабильность, незначительная величина внешней задолженности. Данные факторы открывают в среднесрочной перспективе широкие возможности для развития перспективных форм международного кооперирования, определяют инвестиционную привлекательность белорусской экономики.
В конце 80-х гг. переход на экономические механизмы хозяйствования обусловил объективную необходимость отмены государственной монополии на внешнюю торговлю, децентрализации внешнеэкономического комплекса, предоставления предприятиям различных организационно-правовых форм и форм собственности прав самостоятельного выхода на внешний рынок. Законодательной основой для развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с другими странами стал принятый в 1990 г. Закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».
Отечественные предприятия получили право самостоятельно выходить на внешние рынки в поисках наиболее выгодных рынков сбыта и закупок за счет собственных и заемных валютных средств (кредитов коммерческих банков в иностранной валюте). Первоочередное значение, таким образом, при обретает качество, новизна и технологичность выпускаемой продукции (услуг), содействующие ее конкурентоспособности на внешних рынках.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия- это совокупность производственных, хозяйственных, организационных, управленческих, Финансово-экономических и коммерческих функций связанных с проведением внешнеторговых и финансовых сделок, участием в международной экономической интеграции, движением денежных средств и документооборотом. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность предприятия связана с международным обменом товар но-материальными ценностями. услугами, перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, участием предприятия в международной производственной кооперации, международном инвестиционном сотрудничестве и международных валютно-финансовых операциях.
Основными мотивами развития внешнеэкономической.деятельности отечественных предприятий являются:
- потребность в закупках сырья, комплектующих изделий, оборудования, современных технологий для их конечного использования или перепродажи на внутреннем рынке (предприятие выступает в качестве импортера);
- свободный выбор рынков сбыта конкурентоспособной продукции вне рамок национальных границ с целью максимизации прибыли (предприятие выступает в качестве экспортера); участие в международной кооперации;
- освоение новых рынков сбыта; продление жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках (например, на рынках развивающихся стран);
- торговое посредничество между отечественными и иностранными производителями и потребителями;
- привлечение иностранных инвестиций в целях модернизации производства, повышения конкурентоспособности продукции, стабилизации финансового положения; обновление основного капитала с помощью международного лизинга;
- эффективное вложение капитала в зарубежных странах. Для осуществления своих внешнеторговых операций без посредников по установленному перечню товаров, предприятия должны получать соответствующие лицензии и квоты.
Специфика внешнеэкономических связей Республики Беларусь определяет характер, структуру и особенности внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий.
Вместе с тем на выбор формы внешнеэкономической деятельности предприятий и установление деловых отношений с иностранными партнерами серьезное влияние оказывает следующая группа взаимосвязанных факторов:
- характер основной деятельности предприятия (производство, обращение товаров, посреднические услуги и т. п.);
- форма собственности предприятия и условия хозяйствования;. финансовое положение предприятия
- возможности получения валютных кредитов и других форм внешнеторгового финансирования (гарантии, акцепты и т.д.) в коммерческих банках;,
- особенности, таможенно-тарифного и налогового законодательства;
- особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, валютного регулирования; структура органов регулирования.
В результате производственно-хозяйственных, экономико-правовых, валютно-финансовых, кредитно-расчетных. и других взаимоотношений между отечественными субъектами хозяйствования и иностранными предприятиями (международными организациями) происходит перераспределение ресурсов в национальной и иностранной валюте: движению товарно-материальных ценностей сопутствуют финансовые потоки.
Таким образом, в качестве объекта финансов внешнеэкономической деятельности предприятий необходимо рассматривать экономические отношения отечественных предприятий с иностранными субъектами хозяйствования, в результате которых происходит формирование и перераспределение фондов в национальной и иностранной валютах.
Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий экономическая категория, выражающая экономические отношения в процессе внешнеэкономической деятельности, в результате которых формируются и перераспределяются денежные фонды в иностранной валюте.