Философские аспекты и развитие понятия качества

Глава 1. Качество как общенаучная категория

Предисловие

Глава 11. Функции менеджмента качества, ориентированные на

процессы жизненного цикла продукции…………………………………………………76

11.1. Задачи руководства в управлении процессами ЖЦП………………………………..76

11.2. Планирование процессов жизненного цикла продукции………………………… 77

11.3. Обеспечение качества продукции по процессам жизненного цикла……………….78

11.4. Оперативное управление процессами ЖЦП и качеством продукции…………… 79

11.5. Улучшение качества: принципы, концепция, алгоритм……………………………80

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………………82

Глава 12. Контроль качества продукции……………………………………………….82

12.1. Назначение, объекты и процессы контроля качества………………………………..82

12.2. Виды контроля качества продукции…………………………………………………83

12.3. Петля контроля качества продукции…………………………………………………86

12.4. Методы получения информации для оценки качества продукции ………………88.

12.5. Испытания продукции и процессов…………………………………………………..89

12.6. Методы экспертных оценок качества продукции и услуг…………………………..90

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………………92

Глава 13. Статистические методы управления качеством………………………..93

13.1. Развитие статистических методов управления качеством………………………..93

13.2. Элементарные методы статистического контроля качества…………………….. 94

13.3. Типы контрольных карт…………………………………………………………… 97

13.4. Техника построения контрольных карт…………………………………………….99

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………… 102

Глава 14. Экономика управления качеством продукции………………………… 102

14.1. Классификация затрат в управлении качеством …………………………………102

14.2. Методы расчета затрат в управлении качеством………………………………… 103

14.3. Источники формирования стоимости качества ………………………………… 104

14.4. Оценка несоответствия качества продукции и процессов требованиям ……… 106

14.5. Характер и классификация несоответствий качества продукции требованиям.107

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………108

Глава 15. Стандартизация в области качества продукции………………………….107

15.1. Цели, принципы и функции стандартизации…………………………………… 107

15.2. Структура нормативной базы стандартизации……………………………………108

15.3. Характеристика нормативных документов…………………………………………109

15.5. Международные стандарты, действующие в Российской Федерации …………111

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………….112

Тема 16. Сертификация продукции и систем качества………………………………115

16.1. Основные понятия, цели и принципы сертификации………………………………115

16.2. Законодательная база сертификации………………………………………………. 117

16.3. Формы сертификация…………………………………………………………………117

16.4. Система сертификации……………………………………………………………….119

16.5. Схемы сертификации …………………………………………………………………120

16.6. Модель проведения сертификации…………………………………………………..122

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………… 123

Литература………………………………………………………………………………… 123


«Природа не дала нам познания предела вещей» *

Цицерон.

Начиная с 90-х годов 20-го столетия, во всех странах мира наблюдается беспрецедентный рост внимания к качеству продукции, что вызвано действием следующих сил:

– открытый мировой конкурентный рынок, на котором более одного миллиарда покупателей и который не может ни остановить, ни ограничить не одно правительство;

– качество стало одним из важнейших факторов оценки конкурентоспособности продукции;

– покупательское поведение обрело новые черты: чувство власти – «короли на рынке», «профессиональный» подход к соответствию цены и качества продукции,

Поэтому выживание и развитие организации связывают, прежде всего, с улучшением качества продукции и услуг. Вхождение в России субъектов экономики в рыночные отношения требует новых концептуальных подходов, форм и методов управления качеством продукции и услуг.

Управление качеством – наукоемкая деятельность, которая базируется на теории квалиметрии и метрологии, экономики и менеджмента, математической статистики и надежности, и затрагивает проблемы эргономики и экологии. Весь этот спектр знаний аккумулирует дисциплина «Управление качеством».

Управление качеством как научная дисциплина имеет объект и предмет исследования. Объектами исследования являются качество продукции, услуг и процессов, система менеджмента качества, как механизм осуществления управления качеством продукции. Предмет исследования – управление качеством, как постоянная, планомерная и целеустремленная деятельность, состоящая в воздействии на факторы и условия, обеспечивающие соответствие характеристик создаваемой продукции требованиям.

Наука управления качеством раскрывается посредством изучения системы знаний, наполненной принципами, концепциями, методами и моделями, технологиями деятельности в части измерения, испытаний, планирования качества, стандартизации и менеджмента организации.

Учебная задача дисциплины «Управление качеством» – подготовить будущих специалистов, первое, к пониманию разнообразия окружающего множества вещей (объектов), проникновению в их суть, выявлению «присущих характеристик» и определению их уровня качества; второе, к управлению качеством продукции и процессов, рассматривая этот вид деятельности как часть менеджмента организации; третье к конструированию системы менеджмента качества, рассматривая ее систему с высоко формализованной и сложной организацией управления, способной быть основным надежным механизмом, гарантирующим качество продукции и, в целом, конкурентоспособность предприятия.

Актуальность изучения дисциплины определяется следующими положениями.

Первое, начало 21 века отличается активизацией на российских предприятиях и фирмах деятельности по управлению качеством. Качество продукции и услуг выдвинуто как ключевое конкурентное преимущество организации, повышение которого является основной целью менеджмента организации. Поэтому знания по управлению качеством следует рассматривать как источник повышения качества управления организацией и, как следствие, результативности и экономической эффективности её деятельности.

Второе, Российское государство, принимая международные стандарты семейства ISO 9000, как основной документ, которому должно следовать административное руководство, и вступление его во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязывает все отрасли экономики ориентироваться на улучшение качества продукции, услуг и процессов в соответствии с требованиями международных стандартов. Изучение организации управления качеством на основе предложенной методической базы стандартами ISO 9000 является неотъемлемой частью знаний по менеджменту организации.

Цель дисциплины состоят в том, чтобы сформировать знания:

– философских, экономических и социальных аспектов качества;

– свойства продукции и показателей качества как меры свойства;

– подходов к формированию качества продукции;

– роли квалиметрии и метрологии в управлении качеством;

– моделей управления качеством и этапов их развития;

– системной деятельности в области качества и о документировании её;

– планирования качества продукции, как деятельности обеспечивающей её конкурентоспособность;

– отечественной и мировой деятельности по стандартизации управления качеством.

Аннотация курса. Качество как неотделимая от бытия объекта существенная его определенность занимало великие умы мира с глубокой древности. Поэтому в начале (глава 1) излагаемого материала важная роль отведена изучению развития понятия «качество», начиная от философских умозаключений до стандартизированного определения, а также социальных и экономических аспектов качества.

Качество как совокупность свойств (характеристик) продукции (объекта) изучается посредством представления (глава 2) классификаций «носителей» качества и свойства продукции и основных положений и принципов по измерению и оценке свойства. Раскрытие качества продукции как совокупности свойств дается (тема 3) посредством изучения показателей качества по классификационным группам. В целом приводится каталог показателей качества продукции, которые являются объектами управления. Здесь же изложены методы оценки уровня качества продукции.

После того как обобщены и раскрыты знания о качестве как существенной внутренней определенности продукции, сделан переход (глава 4) к изучению ориентации организаций в формировании качества продукции, выбор которых зависит от стадии её жизненного цикла. Обеспечение требуемого качества продукции в процессе производства, учитывая многообразие её видов и определяющих свойств, основано на знании теории и практики по управлению качеством. В главе 5 обобщены сведения об этапах развития теории и моделей деятельности по управлению качеством, а также о подходах к созданию теории управления качеством и об Учителях качества.

Современный этап развития науки в области качества – это разработка теории менеджмента качества как скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией в области качества. Методологическим аспектам менеджмента качества: принципам, концепциям, моделям систем качества и системы менеджмента качества посвящена глава 6. Руководящей идей теории менеджмента качества является управление качеством по всему жизненному циклу продукции. Чтобы охватить процессы по созданию и производству продукции, должна быть создана система менеджмента качества. Основам её построения изложены в главе 7. Международными стандартами ISO–9000 особое внимание придается для успеха деятельности в области качества развитию ответственности руководства, а в целом, совершенствованию административного управления. Основные цели и операционные функции администрации в области качества изложены в главе 8.

Развитие идеи повышения качества управления организацией находит воплощение в развитии международными стандартами менеджмента ресурсов. На современном этапе основное внимание уделяется управлению человеческими ресурсами – основным капиталом и потенциалом организации. Классификация ресурсов, задачи и модели управления человеческими ресурсами в целях улучшения качества продукции приводятся в главе 9.

Для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности жизненного цикла продукции в теории качества разработана методология «развертывания функции качества», начиная от маркетинга и оканчивая утилизацией, так называемая методология QFD. Последовательность её претворения в практику планирования качества изложена в главе 10. Задачам функций менеджмента качества, ориентированных на процессы жизненного цикла продукции, посвящена глава 11.

Раскрытию принципа менеджмента качества «принятие решения, основанное на фактах», осуществимо при ведении контроля качества продукции, как деятельности, включающей проведение измерений, испытаний, экспертизы и оценок характеристик качества продукции и процессов. Изучение процессов и методов контроля качества продукции основано на материалах глава 12. В задачу контроля качества входит оценка (как по результатам работа, так и в режиме «on line») протекания процессов и соответствия числовых значений характеристик продукции требованиям. Основные инструменты решения задач построены на методах общей и математической статистики. Изучение методов и графических моделей представления статистических данных, и оценки состояния возникающих ситуаций в производстве дается в главе 13.

Улучшение качества продукции всегда связано с увеличением затрат, которые в последующем окупаются за счет совершенствования как производственной, так и управленческой деятельности. Основные аспекты повышения результативности и эффективности управления качеством продукции рассмотрены в главе 14.

Управление качеством продукции должно начинаться с изучения стандартов и других нормативных документов на эту продукцию. В них дается обязательный перечень свойств и их характеристик для контроля и исполнения. Тем самым выполняется основная социальная и экономическая функции стандартизации – это защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. На территории Российской Федерации действуют государственные (национальные), межгосударственные и международные стандарты. Актуальность последних существенно возросла с развитием рыночной экономики и часть из них, как международные стандарты семейств ISO 9000, ISO 14000 и EN 45000, являются обязательными для исполнения на территории страны. Основы стандартизации изложены в главе 15


Понятие «качество» было сформулировано древнегреческим философом и ученым энциклопедистом Аристотелем (343 г. до н.э.) в трактате «Категории» как «определяющее видовое отличие сущности вещей» и переведено им в статус философской категории. Аристотель подошел и к рассмотрению проблемного вопроса о неразрывности связи качества с количеством.

Под категорией в философии понимается предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категория является узловым пунктом познания, ступенькой проникновения в сущность вещей.

С развитием философии углублялось понятие «качество». Немецкий философ Г. Гегель (1770-1831 гг.) определил качество «как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику объекта». Наряду с этим, Г.Гегелем доказана органическая взаимосвязь качества с количественной определенностью. Закон перехода количественных изменений в качественные изменения впервые был сформулирован Гегелем и развитие получил в трудах Ф. Энгельса и К. Маркса. Согласно этому закону изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Данный закон носит всеобщий характер и его содержание раскрывается с помощью, прежде всего, категорий «качество», «количество» и «мера».

Закон перехода количественных изменений в качественные изменения имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной и количественной сторон в их единстве. В контексте этого закона количество – философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта, качество – есть философская категория, выражающая существенную внутреннюю определенность объекта, благодаря которой он является этим, а не другим.

Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Она указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества объекта и наоборот. Мера – это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

Основополагающее понятие качества изложено в трудах Ф.Энгельса (1820–1895 гг.), суть которого состоит в том, что «качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств». И далее, «объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими, существует не качество, а только вещи обладающие качеством». Под свойством понимается способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другому объекту, с которым он вступает во взаимодействие. Качество не сводится к отдельным свойствам. Категория качества выражает целостную характеристику функционального единства существующих свойств объекта, его внутреннюю и внешнюю определенность, его отличие от других объектов или сходство с ним.

Распространенным является понятия «качество», данное в философском энциклопедическом словаре [16, с.252]: «качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом». И, как следствие этого, «качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличить один объект от других».Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Сформулированные философами понятия категории качества положены в основу развития теории и практики управления качеством. Они конкретизированы в соответствии с практической деятельностью и закреплены официальными документами – государственными и международными стандартами. На рис. 1.1 приводится две ветви развития понятия качества: философская ветвь и трансформация философских понятий в определения, используемые отечественными и международными стандартами и соответственно им практикой.

Определяющее видовое отличие сущности вещей
Степень соответствия присущих характеристик требованиям
Г. Гегель
Ф. Энгельс
ФЭС
ISO 9000 - 1994
ГОСТ 15467-79
ISO 9000 - 2000
Качество: Аристотель


Рис. 1.1. Цикл развития понятия «качество»

Определение по ГОСТ 15467 –79: качество – совокупность свойства продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствие с назначением.

Определение из международных стандартов ISO9000–1994: качество (quality) – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Удовлетворенность потребителя – восприятие потребителем степени выполнения их требований

Определение из международных стандартов ISO 9000–2000: качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям. Характеристика есть отличительное свойство, она может быть собственной или присвоенной, качественной или количественной. Требование – полное отражение установленных или предполагаемых потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: