Социальные аспекты качества

Социальные аспекты качества, прежде всего, проявляются черезкачество жизни людей. Качество жизни – социологическая категория, выражающая удовлетворение материальных – качество питания, качество и модность одежды, комфортность жилья и нематериальных – качество здравоохранения и образования, качество обслуживания и окружающей среды потребностей, качество знаний и культуры, отдыха и общения. В мире, начиная с более развитых стран, показатели «качества жизни» приобретают все большее влияние и чем более развития экономика страны, тем более высокие требования к качеству жизни. Многие из показателей «качества жизни» стандартизированы, и государство выступает гарантом их исполнения. Примером являются национальные и международные стандарты на продукцию, которые направлены на защиту здоровья и безопасности жизни людей (ГОСТ, ГОСТ Р), на защиту окружающей среды (ISO 14000), на повышение качества управления (ISO 9000).

Социальный аспект качества заложен в понятии «качество», данном в ГОСТ 15467 –79 и в ISO 9000, а именно, в предназначении носителя качества «удовлетворять потребности». Потребности общества разнообразны и это отражено в модели потребностей, предложенной А. Маслоу. Выстроенная им иерархия потребностей человека определяет их виды и роль в его жизнеобеспечении (рис. 1.4).

Физиологические
Безопасность
Принадлежность
Признание
Самоактуализация
ДДДля лякруга Для людей моего круга Для людей моего круга
Я – не все, я лучше
Я доволен собой

Для людей моего круга

Рис. 1.4. Модель потребностей А. Маслоу

Удовлетворение физиологических потребностей, составляющих основание иерархии, с эволюцией экономики общества должно происходить путем обеспечения и повышения качество питания, как одного из факторов качество жизни. Затем, потребность в безопасности – это потребности с социальной направленностью, объединенные в категорию безопасности: потребность в безопасности и стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в законе и порядке. Потребности в принадлежности к определенному слою общества («Для людей моего круга») формирует новые требования: повышение качества питания, качества и эстетичность одежды, качество здравоохранения и образования, комфортность жилья, качество обслуживания и окружающей среды. Потребность в признании (самоутверждение) формирует более высокого уровня запросы на качество и инновационность продукции, а, в целом, на качество жизни. Самоактуализация – стремление человека к самовоплощению, к актуализации, заложенных в нем потенций. Тезис самоактуализации: «Я доволен собой » в большой степени отражает потребности в высоком качестве жизни.

Иерархия потребностей не означает для личности стопроцентного выполнения нижнего уровня потребности для перехода на высший уровень, хотя принцип прогрессии, основной принцип теории потребностей, действует достаточно четко: все виды потребностей удовлетворяются последовательно – от первичных потребностей к более высокому уровню. Так утверждается, что у среднестатистического гражданина общества физиологические потребности удовлетворены на 85, потребности в безопасности на 70, потребности в признании на 50, потребности в причастности на 40, в самоактуализации – 10 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: