Рассмотрим кратко особенности, цели и функции управления качеством в отечественной и зарубежной практике на каждом из этапов, характеризующихся определенной моделью деятельности в области качества (рис. 5.1. табл. 5.1). Достижение качества с помощью инспекции готовой продукции позволяло поставлять на рынок продукцию требуемого качества за счет больших издержек на производство и последующую доработку или переработку дефектной продукции. В результате возрастала стоимость качественной продукции.
Чтобы снизить издержки на переработку некачественной продукции, производитель (40–50-е годы 20-го столетия) направляет свои усилия на обнаружение дефектов будущей продукции при ее изготовлении с помощью контроля продукции и процессов (система Тейлора) и статистических методов обработки информации (statistic quality control - SQC). Наличие информации о несоответствии характеристик продукции заданным стандартом позволило производителям внедрить оперативное управлениекачеством с применением корректирующих мероприятий для сглаживания и предупреждения отклонений в рамках действующих технологических систем.
Владея методами контроля и понимая ограниченность корректирующих мероприятий, производитель начинает обращать внимание не только на качество процессов, но и на качество проектирования продукции и процессов. Рост конкуренции в мировом сообществе (60-е годы) потребовал проводить исследования рынка и поставок материалов и сырья, удовлетворяющих требованиям к качеству продукции. Производитель начинает интересоваться запросами потребителей и качеством продукции поставщиков.
Следующий шаг соответствует всему периоду 80-х г. 20-го столетия, когда производитель вынужден заниматься процессами доставки, установкии сервисногообслуживания продукции. С этого времени в понятие качественная продукция входит не только качество ее проектирование и производство, но и качество послепродажного обслуживания. Завершением рассматриваемого этапа является создание модели обеспечения качеством продукции по всему ее жизненному циклу и модели тотального управления качеством (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Цели и функции по этапам развития управления качеством
Модели управления качеством | Цель управления качеством | Функции управления качеством | ||||
Мотивация | Обучение | Взаимоотношение с потребителями | Взаимоот- ношение с поставщиками | |||
Контроль (система Тейлора) | Качество продукции как соответствие стандартам | Штрафы | Профессиональное | Приемочный контроль ГП | Входной контроль ПП | |
Статистическое управление качеством – SQC и ОУК | Качество продукции – соответствие стандартам, стабильность процессов, снижение издержек | Материальное стимулирование | Обучение статистическим методам | Статистический приемочный контроль ГП | Входной контроль, инспекция и сертификат на продукцию | |
Обеспечение качества,TQC, или IQC | Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям | Стремление к внедрению TQC | Обучение TQC | Приемочный контроль, аудит потребителя | Входной контроль, инспекция и сертификат на продукцию | |
Менеджмент качества (QM) как первый уровень TQM | Качество продукции как удовлетворение требований ЗС за счет качества и оптимизации деятельности | Стремление к внедрению TQM | Всеобщее обучение TQM и ISO 9000 | Сертификат на систему ISO 9000 и аудит потребителя | Сотрудничество, сертификат на систему менеджмента качества, оценка поставщиков | |
Тотальный менеджмент качества (TQM) | Качество продукции как удовлетворение требований ЗС за счет качества управления фирмой | Стремление к внедрению TQM | Всеобщее обучение TQM, ISO 9000 и ISO 14000 | Взаимодействие и сертификат ISO 9000 и ISO 14000 | Взаимодействие и сертификат ISO 9000 и ISO 14000 |
Примечание к табл. 5.1: ГП – готовая продукция; ПП – поступившая продукция; ЗС – заинтересованные стороны
Подход к обеспечению качества продукции путем повышения качества по всем процессам ее жизненного цикла привел к развитию менеджмента качества. На этом этапе и последующем при освоении TQM, когда менеджмент качества способен охватить всю деятельность организации, основное усилие производителя направлено в большей степени на предупреждение ошибок, чем на их обнаружение и исправление. Деятельность в области качества, поставленная в зависимость от нужд, пожеланий и требований потребителя, охватывает всю управленческую деятельность производителя, включающую управление человеческими ресурсами, администрирование, логистику, продвижение продукции. Качество не является больше эксклюзивной сферой деятельности отдела качества, а становится требованиям к деятельности всех подразделений организации.