Организационная структура системы менеджмента качества

Аудит системы менеджмента качества

Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельства о соответствии деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям и поставленным целям (МС ISO 10011-2-1993, ISO 9000-2000). Различаются аудит внутренний и внешний. Внутренний аудит, называемый «аудит первой стороной», проводятся самой организацией или от ее имени для внутренних целей. Результаты аудита могут служить основанием для получения декларации о соответствии. Внешний аудит включают «аудит второй стороной» и «аудит третьей стороной». Аудит второй стороной проводятся заинтересованными сторонами в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними, независимыми организациями, которые осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ГОСТ Р. Для внешнего аудита создается инспекционная группа, в которую входят эксперты со специальной подготовкой.

Цели аудита:

– определение соответствия созданной СМК или ее элементов требованиям;

– определение эффективности СМК;

– оценка проведения улучшающих и корректирующих мероприятий;

– разрешение на регистрацию СМК проверяемой организацией.

Необходимость проведения проверки, ее частоты устанавливается клиентом с учетом значительных изменений в управлении, организации, политике, технике и технологии и пр., которые могут влиять на СМК.

Систему менеджмента качества как функциональную подсистему системы менеджмента организации возглавляет директор по качеству. Организационная структура системы менеджмента качества - распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Модель организационной структуры - линейно-функциональная (рис. 7.5), содержит отделы (службы), направленные на реализацию основных функций менеджмента качества, функций высшего руководства, а также деятельности по стандартизации и сертификации.

Отдел планирования качества включает разработку программы и плана качества, а также «профиля качества» будущей продукции. Задачи отдела в части обеспечения качества состоят в разработку экономически целесообразных предупреждающих и проверочных действий по процессам ЖЦП. Отдел управление качеством работает в тесном контакте с отделом контроля качества. Его деятельность направлена на выполнение требований к продукции и по процессам производства, а также на разработку и осуществление корректирующих действий в целях сведения к минимуму отклонений от требований.

Стандартизация и сертификация
Контроль
Метрологическое обеспечение
Обеспечение качества
Планирование качества
Улучшение качества
Генеральный директор
Директор по качеству
Управление
Обучение и мотивация

Рис. 7.5. Развернутая организационная структура СМК

Функции и задачи отдела контроля качества полностью отражены в определении контроля качества как деятельности по измерению, испытаниям и экспертизе и оценке характеристик качества с позиции определения меры соответствия их требованиям.Для проведения контроля качества организуется отдел контроля качества или отдел технического контроля (ОТК), которые включает ряд бюро контроля качества, созданных для отдельных этапов жизненного цикла продукции и входящих в состав цехов и других структурных подразделений предприятия. Для обеспечения контроля в СМК включаются испытательная лаборатория (или испытательная станция) и центральная экспериментальная лаборатория.

Технические средства для контроля качества и регулирования процессов подготавливаются и обслуживаются отделом метрологического обеспечения. В его функции входит также разработка методов измерения и обработки информации, правил и норм для достижения точности измерений, а также восстановление приборов и других измерительных и испытательных средств.

Отдел по стандартизации предназначен для управления всем комплексом работ, связанных с разработкой нормативной документации на предприятии, а также разработкой стандартов предприятия и осуществляется с привлечением специалистов по изготовлению продукции и маркетинговый отдел. Отдел сертификации продукции – деятельность по официальной проверке соответствия характеристик продукции, процессов и услуг установленным требованиям. На функции отдела возлагаются задачи по периодическому аудиту СМК и качества продукции. Отдел сертификации подготавливает весь пакет документов, необходимых для проведения сертификации того или иного объекта.

Улучшению качества рассматривается как постоянная деятельность, направленная на повышение результативности и эффективности работы организации путем определенных достижений в области качества. В основном отдел предназначен для решения стратегических задач в области повышения уровня качества и технологичности процессов, экономного расходования ресурсов и снижения затрат на качество.

Обучение и мотивация персонала, повышение его компетентности и профессионализма являются важнейшими задачами в области управления качеством и, как правила, решением этих задач занимается специальный отдел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: