Пример 1.
Деятельность предприятия характеризуется следующими данными:
Показатели | Передел 1 | Передел 2 | Передел 3 |
1. Количество произведенных П/Ф, шт. | |||
2. Затраты на обработку сырья, руб. |
Затраты на материал в расчете на 1 ед. продукции составили 50 руб. Административно-управленческие расходы за отчетный период – 200 тыс. руб. Реализовано в течение отчетного периода 8000 ед. продукции.
Расчет производственной себестоимости ГП будет происходить следующим образом:
Ks = 50 + 200000:12000 + 300000:11000 + 500000:10000 = 50 + 16,7 + 27,3 + + 50 = 144 руб./ед.
Далее необходимо найти полную себестоимость реализованной продукции:
Ks = 144 + 200000: 8000 = 144 + 25 = 169 руб./ед.
Остаток нереализованной за конец отчетного периода продукции будет оценен следующим образом:
2000 ед. * 144 руб. = 288000 руб.
При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий, а также ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупного изделия заказом считают отдельные агрегаты и узлы крупного изделия.
|
|
Сущность позаказного метода заключается в следующем: все прямые издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей отдельно по каждому производственному заказу. Косвенные издержки производства учитываются по центрам ответственности или по предприятию в целом и включаются в себестоимость заказов в соответствии с установленной базой распределения. При этом пока заказ не выполнен, все относящиеся к нему издержки считаются незавершенным производством.
Рис. 2: Схема позаказного метода калькулирования себестоимости продукции
Учет расходов по отдельным заказам начинается с заполнения бланка заказа, которое происходит в плановом отделе предприятия на основании договоров с заказчиками или по заявкам структурных подразделений. В бланке заказа указывают: вид работ или тип изделия, принятые к изготовлению; их объем и сроки выполнения; наименование исполнителя (участок, цех); номер заказа. Копия заполненного бланка заказа направляется в бухгалтерию.
После этого в бухгалтерию начинают поступать первичные документы о расходе материалов, заработной платы, о потерях от брака и прочих расходах, связанных с выполнением данного заказа (т. е. прямые затраты), при этом чтобы бухгалтерия могла отнести затраты на непосредственно на данный заказ, на каждом первичном документе обязательно должен быть проставлен его номер.
Информация о прямых затратах систематизируется в бухгалтерии в специальной карточке аналитического учета, открываемой на каждый заказ в разрезе статей калькуляции. Таким образом, количество заказов, выполняемых предприятием в отчетном периоде, должно соответствовать количеству открытых аналитических счетов к счету 20.
|
|
Косвенные расходы (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление и пр.) распределяются по окончании каждого отчетного периода между всеми выполняемыми заказами. Однако во многих случаях руководству предприятия, а также самому заказчику необходимо заранее знать о приблизительной себестоимости выполнения заказа, чтобы можно было принять решение о целесообразности его размещения.
Поэтому на практике косвенные расходы чаще всего распределяют между заказами предварительно, используя плановые ставки распределения.