Оценка качества управленческого решения

Качество управленческого решения определяется как степень его соответствия внутренним требованиям и стандартам системы управления. При разработке и реализации управленческого решения следует уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации решений. Качество каждого этапа оказывает существенное влияние на общую оценку. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Нижнему уровню качества управленческого решения соответствует 0, а высшему — 1. Итоговое качество управленческого решения вычисляется как произведение значений показателей качества всех этапов, стадий и операций процесса разработки и реализации управленческого решения. Так, например, при разработке управленческого решения было выполнено 8 операций со следующими показателями качества: 0,7; 0,8; 0,9; 0,9; 0,8; 0,8; 0,7 и 0,9. Значение качества каждой операции само по себе хорошее, но общее качество будет равно всего-навсего 0,18. Приемлемое качество управленческого решения обеспечивается за счет профессиональной реализации всех этапов процесса разработки и реализации решения.

Качество управленческого решения зависит в первую очередь от комплексного воздействия следующих факторов:

Ø организационных, характеризующих уровень технологической дисциплины; соблюдение принципов и методов научной организации труда; степень изучения проблем, по которым принимаются решения; политику руководства в отношении качества; организацию информационного обеспечения;

Ø социальных, характеризующих квалификацию занятых в управленческом процессе работников; подбор и расстановку кадров; взаимоотношения между сотрудниками; жилищно-бытовые условия;

Ø экономические, характеризующие зависимость между качеством разрабатываемых решений и эффективным управлением муниципальными финансами и имуществом, формой оплаты труда, величиной зарплаты, системой моральных и материальных стимулов;

Ø информационно-технологические, обусловливающие уровень информационно-технологической поддержки процессов разработки управленческих решений.

Особую роль в повышении качества процесса разработки управленческого решения и эффективности результатов его реализации играет организационная сторона, или организационный фактор. Руководителю необходимо сформировать условия для эффективной работы коллектива:

Ø предоставление разработчикам решения полной и своевременной
информации;

Ø проведение мозгового штурма с последующей фиксацией полученных результатов;

Ø применение опыта и знаний профессионалов;

Ø тщательное рассмотрение всех этапов процесса разработки и реа­лизации управленческого решения;

Ø мониторинг.

К основным элементам, влияющим на качество процесса разработки и реализации управленческого решения, относят: информацию, набор целей, методы разработки управленческого решения, объекты, входящие в концептуальную модель управляемой системы, применяемую управленческую технологию.

Качество управленческих решений обеспечивается соблюдением следующих условий:

Ø решения разрабатываются компетентными, высокопрофессиональными специалистами;

Ø соблюдение принципов своевременности, цикличности и законности решений.

Согласно принципу своевременности, любое решение должно приниматься в определенное время. Не следует опаздывать или то­ропиться. Преждевременное решение может оказаться недостаточно точным, поскольку в момент его подготовки проблема еще не была оценена должным образом. Решение, принятое с опозданием, теряет смысл или приводит к обострению ситуации.

Согласно принципу цикличности, необходимо учитывать периодичность управленческой деятельности, которая связана с наличием различных четко определенных периодов (месяц, квартал, год). Конкретное решение принимается в рамках соответствующей фазы конкретного цикла. При этом появляется возможность обеспечения планомерного процесса выработки актуальных решений. Периодичность решений обусловливается регулярностью изменений в управляемой системе.

Согласно принципу законности, следует согласовывать проект каждого нового решения с ранее принятыми законами и другими нормативными актами. Необходимо учитывать:

Ø внешнюю межсистемную согласованность, когда решения одного органа государственной и иной власти соответствуют решениям других государственных и иных органов согласно их функции в механизме управления делами государства и общества;

Ø внешнюю внутрисистемную согласованность: взаимодействие решений различных государственных органов одного и того же министерства или ведомства;

Ø внутреннюю согласованность решений одного и того же органа власти.

Несоблюдение указанных требований приводит к снижению качества подготавливаемого управленческого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: