Собственнось и права собственности

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИНСТИТУТЫ

Каждый экономический субъект несет издержки для того, чтобы произвести какое-то благо. Чаще всего издержки выступают в форме затрат на переработку сырья и материалов, оплату рабочей силы, возмещение износа оборудования и других затрат, хорошо знакомых каждому предпринимателю. В результате таких затрат происходит физическая трансформация благ: из древесины изготавливают мебель, из молока – масло и т. д. Затраты сырья и материалов, рабочей силы и капитала, направленные на изменение физических и других материальных свойств блага, называются трансформационными издержками.

В упрощенном виде трансакционные издержки можно определить как издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности. Для сравнения приведем пример одного из научных определений, сформулированных современным ученым ТрэйнномЭггертссоном: «В общем виде трансакционные издержки – это издержки, которые возникают при обмене индивидами прав собственности на экономические блага и защите своих исключительных прав».

Обычно выделяют пять типов трансакционных издержек.

1. Издержки по поиску информации. Если речь идет о предпринимателях, то им приходится нести издержки по поиску товара для покупки и потенциального продавца, изучению его деловой репутации или, напротив, потребителей для своих товаров и услуг.

2. Издержки оценки и контроля за качеством. Благодаря стандартизации методов оценки соответствующие затраты невелики для массовых товаров повседневного спроса, но достаточно ощутимы для более или менее сложных технических товаров.

3. Издержки ведения переговоров и заключения договоров.

4. Издержки защиты прав собственности. К ним относятся издержки на составление контракта или подготовку учредительных документов фирмы, регистрацию сделки или новой компании у нотариуса, защиту прав собственности в судебном порядке или иными способами.

5. Издержки защиты от оппортунистического поведения. Под оппортунистическим поведением понимается любое уклонение от соблюдения условий контракта или неписаного соглашения. Поэтому неисполнение рабочим своих обязанностей и неподчинение законным распоряжениям администрации фирмы – такая же форма оппортунистического поведения, как поставка продавцом товаров ненадлежащего качества.

Безусловно, в современном мире с развитыми формами прав собственности и сложными контрактными отношениями тем трансакционным издержкам, которые описаны в четвертом и пятом пунктах, принадлежит преобладающая доля в этой категории издержек.

По мере развития человеческой цивилизации совокупные трансакционные издержки занимают все большую долю в общих затратах, которые несет экономическая система в целом, и вытесняют обычные, трансформационные затраты («производственные издержки»). Но на единицу товара, услуги или сделки объем трансакционных издержек имеет тенденцию к сокращению. Естественно, что вся экономическая жизнь замерла бы, если бы любая сделка, да и любое взаимодействие между людьми сопровождались огромными затратами на сбор информации о партнере, контрагенте или просто коллеге, длительном обсуждении предполагаемой сделки (или просто каких-либо совместных действий) и, наконец, пристальным и безжалостным контролем за исполнением договоренностей.

Институты – средство снижения трансакционных издержек. Экономические субъекты стремятся минимизировать издержки и максимизировать полезность (прибыль). Институты это правила человеческого поведения в экономической, социальной и любой другой сфере.

Институты бывают формальными, т. е. закрепленными в писаном виде. В реальной жизни формальными институтами являются конституция государства, гражданский и другие кодексы, законы, постановления, распоряжения и т. д. Другая группа институтов – неформальные: традиции, привычки, стереотипы поведения и другие устойчивые формы взаимодействия между людьми, которые определяются главным образом культурой, психологией и идеологией данного общества. Взаимодействие между формальными и неформальными институтами – один из основных и самых трудных для анализа факторов институциональной динамики.

Особое место среди институтов занимают права собственности. Именно они в первую очередь определяют, каким образом ограниченные блага и заключенная в них полезность распределяются между экономическими субъектами.

С позиций экономической науки мы рассматриваем собственность как систему отношений между людьми по поводу присвоения (отчуждения) благ.

Отношения собственности есть объектно-субъектные отношения.

Субъектами собственности выступают люди: отдельный человек или группы людей, объединенные общими целями, интересами и задачами: семьи, товарищества, ассоциации, производственные коллективы, представители государства и местного самоуправления, члены общественных организаций и т. п.

Объектами собственности выступают материальные условия производства и жизни людей, а также результаты производства. Важнейшим объектом присвоения выступают средства производства, поскольку обладание ими определяющим образом влияет на характер социально-экономических отношений.

Из истории известно огромное многообразие форм собственности. Существование формы собственности зависит от трансакционных издержек создания и защиты ее институтов по отношению к ценности того блага, которое является объектом собственности:

1. Общая собственность. Это совокупность институтов, которые допускают всех желающих к тем или иным благам.

2. Государственная собственность. Объекты государственной собственности довольно многообразны, и во многих развитых странах (Италия, Франция) на госсектор приходится значительная доля экономики. Но есть один класс экономических благ, который по определению относится к государственной собственности. Это «общественные блага», то есть те блага, которые рынок не производит из-за невозможности установить цены на них, поскольку они отличаются неконкурентностью в потреблении (любое количество субъектов может потреблять благо, но оно при этом не потеряет своей полезности, например свет маяка) и неисключаемостью в потреблении (если такое благо предоставлено кому-либо, то неограниченное число лиц также может им воспользоваться – пример с маяком подходит и здесь).

3. Коммунальная собственность. С общего согласия группа людей может владеть собственностью. Это – коммунальная форма собственности. К ней могут относиться артели, кооперативы, церковные хозяйства и другие по большей части небольшие общины, организации и предприятия.

4. Частная собственность. В настоящее время частная собственность выступает в формах индивидуальной (личной) и корпоративной собственности, сохраняя свою важнейшую черту: тесную связь между индивидуальными ресурсными вложениями (труда, капитала, интеллектуальных способностей) и получаемой в ответ полезностью. Категория «собственность» представляет собой набор прав. Если исходить из ограниченности любого экономического блага и социальной природы процесса извлечения собственником полезности из блага, то нетрудно увидеть, что извлечение собственником полезности из ограниченного блага возможно только при исключении других лиц из доступа к нему (речь, конечно, идет о частных, а не общественных благах). Следовательно, лицо становится собственником только тогда, когда оно располагает возможностью исключать других из доступа к благу.

Право собственности – это исключительное право, предполагающее запрет на несанкционированный доступ к объекту собственности со стороны тех, кто не является собственником.

Определение границ правомочия, в рамках которого собственник реализует свои права, называется спецификацией прав собственности. Чем более четко специфицированы права, тем труднее доступ к благу других лиц и, соответственно, полнее собственнические полномочия. Процесс, противоположный спецификации, называется размыванием прав собственности. В этом случае границы правомочий теряют определенность (недостаточно ясно, что кому принадлежит) и между разными лицами может возникнуть конфликт по поводу взаимных притязаний на извлечение полезности из блага.

Таким образом, отношения собственности – это санкционированная обществом совокупность отношений, регулирующих порядок извлечения индивидами полезности из экономических благ через систему частичных правомочий.

Права собственности включают:

1. Право владения, означающее исключительное право собственника осуществлять физический контроль над благом, например не допускать к нему других лиц.

2. Право пользования, то есть право извлекать полезность непосредственно из блага.

3. Право управления, которое обозначает исключительное право собственника принимать решения о любых действиях по отношению к благу, составляющему предмет собственности.

4. Право на доход, то есть на полезность, полученную в результате использования блага в целях производства других благ.

5. Право на капитальную стоимость. Оно означает право собственника по своему усмотрению изменять физическое содержание и форму блага вплоть до его уничтожения, а также продавать или дарить его.

6. Право на безопасность, то есть на защиту от изъятия блага частными лицами (грабеж, воровство) или государством (экспроприация).

7. Право на передачу блага по наследству. По форме оно близко к праву на капитальную собственность, но, строго говоря, не является отчуждением владельцем своих прав, потому что после смерти владельца понятие его прав теряет смысл.

8. Бессрочность правомочий. Это означает, что правомочия принадлежат собственнику без каких-либо ограничений во времени.

9. Запрещение вредного использования, то есть недопущение вредного для других использования блага.

10. Ответственность в виде взыскания, или возможность отчуждения блага у владельца в уплату долга.

11. Право на восстановление правомочий. Это означает, что после окончания срока уступки правомочия, например сдачи в аренду, оно автоматически возвращается к собственнику.

Всякий обмен (в том числе куплю-продажу) следует понимать не просто как переход товаров от одного лица к другому, но и как обмен правами собственности (частичными правомочиями). Именно передача прав собственности, а не физическое перемещение блага от продавца к покупателю составляет суть актов купли-продажи и других экономических операций, потому что при многих сделках вообще не происходит физического перемещения благ (например, при продаже недвижимости).

Недостаточная защита прав собственности в России – одна из причин низкой рыночной стоимости предприятий и других производственных активов.

5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Современную российскую экономику, в значительной степени зависимую от конъюнктуры мировых энергетических рынков, можно сравнить с колоссом, стоящим на глиняных ногах

Модернизация экономики России – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время, к тому, каким оно должно быть для ее успешной интеграции в мировое сообщество и соответствия критериям экономики развитых стран.

Достижение названых целей предполагает проведение масштабной реструктуризации национальной экономики. Под реструктуризацией понимают структурную перестройку на разных уровнях экономики: мирового хозяйства, национальных экономик, отдельных их секторов и отраслей, предприятий. Структурная перестройка экономики, проводимая посредством структурной политики, представляет собой правительственные долгосрочно ориентированные мероприятия, направленные на формирование эффективных межсекторных и внутрисекторных пропорций национальной экономической системы. Целью таких воздействий становится обеспечение устойчивости развития экономики, пропорциональности в развитии различных экономических структур, исключение перекосов в их развитии и режима неоправданного доминирования одних структур над другими при обеспечении роста качества жизни населения. Долгосрочным ориентиром такой политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики за счет опережающего научно-технологического прогресса и инновационной составляющей экономической системы.

Цель модернизации должна состоять в том, чтобы устранить имеющиеся фундаментальные проблемы проектирования экономической структуры – отрыв развития финансового сектора от реального изменен ия соотношения между получаемыми доходами в секторах экономики и совокупным риском ведения хозяйственной деятельности в этих же секторах.

Малая доходность сельского хозяйства, создающего, заметим, реальный, а не виртуальный продукт, сопряжена со значительными хозяйственными рисками, еще больше снижающими его эффективность. В то же время высокоспекулятивные сферы деятельности (финансовый рынок, операции с недвижимостью) гарантируют получение значительно более высоких, чем в базовых секторах экономики, доходы. При такой ситуации, когда сам фундамент экономической деятельности разрушается, инструментами структурных воздействий должный стать институциональные изменения, инициируемые и поддерживаемые государством.

Вместе с тем необходимо форсировать создание инновационного рынка и инновационной инфраструктуры, реально, а, не номинально следуя принципу примата права собственности вообще и интеллектуальной в частности

Обеспечение национальной экономической безопасности в условиях всевозрастающей глобализации становится одной из важнейших функций государства и порождается необходимостью достижения основной макроэкономической цели – обеспечения экономического развития государства. Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Таким образом, можно констатировать, что экономическая безопасность:

1) является составной и неотъемлемой частью национальной безопасности, учитывающей ее национально-государственные геополитические интересы и цели;

2) определяется эффективностью самой экономической системы, действием на нее как экономических, так и неэкономических методов управления;

3) зависит от действия как внутренних факторов (структурная деформация экономики, низкая конкурентоспособность, неразвитость рыночной инфраструктуры), так и внешних;

4) призвана обеспечить стабильное и устойчивое развитие экономики государства.

Содержание экономической безопасности, очевидно, нельзя отделить от угроз, которые препятствуют развитию экономики. Угроза - это фактор, создающий значительную опасность, т. е. наносящий существенный ущерб, разрушающий экономику как систему. Анализ социально-экономического развития России в 1990-2000-е гг. позволяет определить и назвать наиболее серьезные из них.

1. Структурная деформация экономки, наличие кризисных явлений.

2. Разрушение научно-технического потенциала страны.

3. Чрезмерная открытость экономики.

4. Углубление имущественного расслоения общества.

5. Криминализация экономики.

Углубление угроз в сфере экономики неизбежно ведет к росту деградации общества, под которым следует понимать утрату субъектом достигнутого ранее привычного уровня цивилизованности.

В сегодняшней России необходимо развивать два интегральных приоритетных направления, связанных, с одной стороны, с новой (инновационной) экономикой (внутренне ориентированный сектор), а с другой – со старой (сырьевой) экономикой (экспортно ориентированный сектор). Пропорции между ними должны целенаправленно регулироваться, исходя из долгосрочных национальных экономических интересов.

Вместе с тем важнейшим условием осуществления реальной модернизации и формирования эндогенных источников роста российской экономики является ее удовлетворение критериям концепции устойчивого экономического развития, затрагивающей три основные сферы: экономическую, социальную и экологическую. Только комплексный и сбалансированный во всех трех сферах подход может привести к сбалансированному социально-экономическому развитию государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow