Общее понятие о финансах и финансовой политике

Макроэкономического регулирования

Лекция 10. основные инструменты

Задачи

Дайджест

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Модель AD-AS.

2. Инвестиции, потребление и сбережения. Мультипликатор.

3. Модель IS-LM.

Вопросы к «мозговому штурму» на семинаре

1. Инвестиционный климат России (Республики Мордовия). Что мешает притоку «длинных» денег в экономику?

Аналитический обзор/эссе

1. Динамика потребления и сбережений в современной России.

2. Инвестиционный спрос и его составляющие.

3. Структура государственных расходов в современной России.

1. Инвестиции, потребление и сбережения.

1. Если при доходе в 40 000 ден. ед. расходы домохозяйства на сбережения составляют 10 000 ден. ед., то чему равна средняя склонность к потреблению?

2. Предположим, что состояние равновесия в макроэкономике достигается при ВНП, равном 60 млрд дол. Уровень потребления при этом равен 40 млрд дол. Объем инвестиций также составляет 20 млрд дол. В экономике появились новые возможности для увеличения инвестиций на 10 млрд. дол., предельная склонность к потреблению равна 2/3. Определите, на сколько добавочные инвестиции вызовут приращение ВНП.

3. Экономика характеризуется следующими данными: Y = C + I + G + Xn; С = 200 + 0,5Di (где Di – располагаемый доход); I = 150 + 0,2Y; G = 200; t = 0,2 (где t – ставка налога); Хn =150 – 0,1Y. Рассчитайте равновесный уровень дохода и величину мультипликатора автономных расходов.

Финансы – это система формирования, распределения и использования денежных средств (финансовых ресурсов). При распределении финансов возникают финансовые отношения. Различают следующие виды отношений:

– между государством и юридическими лицами;

– между физическими и юридическими лицами;

– между юридическими лицами;

– между отдельными государствами.

Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

В общем виде выделяются финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный бюджет – план государственных расходов и доходов (обычно на год).

В основном именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Финансовая система государства воспроизводит процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов и доходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Фискальная политика используется главным образом для борьбы с экономическими спадами.

В условиях сравнительной устойчивости потребления и резкого сокращения инвестиций правительство, коль скоро оно хочет победить экономический спад, должно либо увеличить государственные расходы, либо ослабить налоговое бремя и тем самым способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно последним, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (mG) показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг (G):

Следовательно, ВНП = G × mG.

Еще одним направлением фискальной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т. е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные налогоплательщиками деньги будут направлены на потребительские расходы и инвестиции.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом.

Но мультипликатор налогов (МТ) всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС:

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов, т. е. G > MPS × Т). Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному финансированию.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), проводится сдерживающая фискальная политика, которая складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов или сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (G < Т × MPS). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета (доходы бюджета превышают его расходы).

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение доходов над расходами – профицит бюджета, либо превышение расходов над доходами – дефицит бюджета.

В этой ситуации у правительства, коль скоро оно собирается проводить фискальную политику, есть только один выход: взять деньги в долг.

Для этого оно, как правило, прибегает к выпуску и продаже новых государственных облигаций. Их охотно покупают, потому что, это самые надежные, хотя и не самые выгодные, ценные бумаги. Но во время спада у потенциальных покупателей нет для этого требующихся средств.

Кроме того, если имеющиеся средства будут употреблены на покупку государственных облигаций, придется еще сильнее сокращать потребительские расходы, и то, что получит государство, будет на какое-то время утрачено потребителями.

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правительство продало свои облигации центральному банку страны и другим банкам (в СССР в таких случаях просто печатались новые денежные знаки).

Предполагается, что во время экономического подъема, когда государство сможет повысить доходы от налогов и сократить расходы, правительство будет в состоянии расплатиться по своим долгам центральному банку.

Помимо прочего такое сокращение государственных расходов позволит в стадии подъема несколько его «притормозить» и тем самым не допустить слишком большого роста цен.

Нельзя не учитывать и то, что, как правило, чем резче подъем, тем глубже может быть и спад. Итак, фискальная политика направлена на сглаживание экономических колебаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: