Сущность факторного анализа

Для того чтобы лучше усвоить сущность факторного анализа, разберем более подробно следующий пример.

Пример. При разработке нового автомобиля необходимо выработать потребительские требования к конструкции его дверей. Допустим, что при коллективной выработке потребительских требований к конструкции двери предполагаемого к выпуску автомобиля покупателями высказаны следующие требования:

• дверь должна легко открываться (Т1);

• дверь не должна пропускать пыли (Т2);

• дверь должна быть четко зафиксирована при ее полном открытии (Т3);

• дверь не должна пропускать дорожного шума (Т4);

• дверь должна легко закрываться, без сильного хлопка (Т5)

• дверь должна быть четко пригнана к кузову (Т6);

•дверь не должна ржаветь (Т7).

В реальной ситуации было высказано значительно большее число требований, но для примера приведенного количества потребительских требований достаточно. Нарисуем таблицу попарных корреляций rt (матрицу интеркорреляций) между потребительскими требованиями к дверям автомобиля

Таблица Попарные корреляции rk между потребительскими требованиями к дверям автомобиля

  Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7
Т1 1,0 0,2 0,8 0,3 0,7 0,4  
Т2 0,2 1,0   0,9 0,4 0,8 0,1
Т3 0,8   1,0   0,7 0,3  
Т4 0,3 0,9   1,0 0,3 0,8  
Т5 0,7 0,4 0,7 0,3 1,0 0,4 0,1
Т6 0,4 0,8 0,3 0,8 0,4 1,0 0.1
Т7   0,1   0,1 0,1 0,1 1,0

Коэффициенты корреляции отражают сходство между собой потребительских требований.При анализе величин коэффициентов корреляции rk легко выделить группы требований, хорошо взаимоувязанных, т.е. имеющих общее предназначение, кроме самого понятия «двери». Назовем эти группы:

А — дверь должна быть удобна в эксплуатации (требованшвTt.Ts.Ts);

Б — дверь должна быть герметична (требования Т2, Т4, Т6).

Очевидно, что требование Т7 (нержавеющий материал обшивки двери) — очень важное, но оно относится к материалу двери и имеет слабое отношение к конструкции двери. Скорее всего, оно попадет в общие требования к автомобилю в следующем виде: металлическая обшивка автомобиля должна быть выполнена из нержавеющих материалов.

Таким образом, содержательный анализ всех требований показал, что шесть из них характеризуют два обобщенных требования: удобство в эксплуатации и герметичность. Назовем эти обобщенные требования факторами и применим к ним факторный анализ.

Представим в табл. 2.3 эти два фактора А и Б в виде столбцов, а переменные (потребительские требования) — в виде строк. При этом каждому фактору в строке будет соответствовать среднее значение коэффициента корреляции соответствующих переменных по этому фактору. Как было отмечено выше, коэффициенты корреляции в факторной матрице (табл. 2.3) называются факторными нагрузками (весами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: