Познавательные способности: чувства и разум

Тема 4. Теория познания

Что такое общество?

Вопросы

2. Понятие нации.

3. Деятельность и ее виды.

4. Собственность. Виды собственности.

5. Власть и государство.

6. Понятие общественного прогресса.

Основная литература

1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.,1999.

2. Ивин А.А. Социальная философия. М., 2003.

3. Философский энциклопедический словарь. Под ред. А.А.Ивина, М., 2003.

4. Введение в философию. М., 2002. Разд.II, гл.7, 8.

Дополнительная литература

5. Панарин А.С. и др. Философия власти. М., 1993.

6. Панарин А.С. и др. Философия политики. М., 1994.

7. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

Кажется, мы довольно много знаем об окружающем нас мире, об обществе, в котором живем, о людях, которые нас окружают. Однако мы знаем также, что наши представления о вещах и людях порой оказываются ошибочными. Я считаю человека добрым приятелем, а он неожиданно подкладывает мне немалую свинью; покупаю дорогую вещь, а она разваливается через два дня… Как же получить надежное, достоверное знание? Как отличить истину от заблуждения? Как избежать ошибок? На вопросы такого рода отвечает область философии, традиционно называемая «гносеологией» (от греч. gnosis – знание и logos – понятие, учение) или «теорией познания». Иногда для обозначения этой области используют термин «эпистемология» (от греч. episteme – достоверное знание), однако в отечественной философской литературе последним термином чаще всего обозначают теорию научного познания.

Человек обладает двумя главными познавательными способностями – чувствами и разумом. У нас, как известно, пять органов чувств, с помощью которых мы познаем мир, вступая в непосредственный контакт с вещами и явлениями. Элементарной формой чувственного познания считается ощущение.

Ощущение есть результат взаимодействия внешнего мира с тем или иным органом чувств.

Воздействие на глаз порождает зрительные ощущения, на слух – слуховые и т.д. Запахи, цвета, гладкость и твердость, сочность и сладость – все это ощущения.

Восприятие – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Окружающие нас вещи, воздействуя одновременно на разные органы чувств, порождают не просто отдельные ощущения, но целостные образы: мы живем и действуем среди столов и стульев, домов и автомобилей, деревьев и облаков, т.е. объектов, рождающих в нашем сознании именно эти образы. Дело не обстоит так, что сначала мы ощущаем коричневое, твердое, гладкое, прямоугольное, а потом, складывая все это, получаем образ стола. Нет, мы сразу имеем образ стола, который лишь потом может быть разложен на отдельные ощущения. И эта целостность образа в значительной мере обусловлена участием в чувственном восприятии языка, слова.

Наконец, представление есть образ предмета, создаваемый памятью и воображением.

Я могу вызвать в своем сознании образ своего любимого письменного стола, даже если нахожусь от него очень далеко. Этот образ может быть бледнее, нежели непосредственное восприятие, зато воображение способно украсить его такими достоинствами, которыми реальный стол не обладает.

Таковы формы чувственного познания, которые присущи также и животным. Посмотрите на свою собаку: она поднимает ухо, услышав звук – ощущение; она радостно бросается навстречу хозяину – восприятие; она горестно скулит, когда его нет – представление. Формы чувственного познания подробно изучает психология, в частности, когнитивная психология.

Но вот чего у животных, по-видимому, нет – это разума, мышления с его тремя формами.

Понятие есть форма мышления, представляющая предметы и явления в их наиболее общих и существенных свойствах.

В языке понятия выражаются отдельными словами и словосочетаниями: «собака», «дом», «президент Гватемалы», «колбаса» – это понятия.

Суждение есть форма мышления, что-либо утверждающая или отрицающая относительно предметов, их свойств и отношений.

Благодаря наличию утверждения или отрицания суждения могут быть истинными или ложными. Истина, которую мы ищем, ложь, которую мы разоблачаем и отвергаем, представлены именно в суждениях. В языке суждения выражаются повествовательными предложениями, например, «Киты не рыбы», «Если у меня нет занятий, я сижу дома» и т.п. Считается, что ни вопросительные, ни побудительные предложения суждений не выражают. Более того, не всякое языковое выражение, имеющее грамматическую структуру повествовательного предложения, выражает суждение. В наших разговорах и речах немало бессмысленных псевдопредложений, за которыми не стоит никакая мысль, например: «Не только противодействовать, а будем отстаивать это, чтобы этого не допустить» (В.С.Черномырдин, «Итоги», 1999,н.28); «Улучрясение воздуха?

Умозаключение есть форма мысли, позволяющая из известных суждений получать новое суждение.

Грубо говоря, это способность из имеющейся у нас информации получать новую информацию. Например, если я знаю, что «Все французы европейцы» и что «Сидоров француз», то отсюда с помощью умозаключения я могу получить новое суждение: «Сидоров европеец».

Разнообразные формы мысли изучаются логикой – традиционной и математической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: