Первичные и вторичные качества

Как рационалисты, так и эмпирики осознавали, что далеко не все те свойства, которые мы приписываем вещам, им действительно принадлежат. Философы Нового времени признавали восходящее еще к античности и подчеркнутое нарождающейся наукой разделение свойств, качеств вещей на первичные и вторичные.

Первичные качества – те свойства предметов, явлений, которые им действительно принадлежат.

К таковым Дж.Локк, специально разработавший этот вопрос, относил величину предметов, их форму, количество, протяженность, движение. Если на моем садовом участке растет пять яблонь, то вот эта характеристика множества яблонь в моем саду – «пять» – объективно, т.е. независимо ни от каких наблюдателей, принадлежит этому множеству. Но мы приписываем вещам и такие свойства, которые объективно им не принадлежат.

Вторичные качества – те свойства вещей, которые на самом деле вещам не принадлежат и представляют собой наши ощущения, которые мы приписываем вещам в качестве их якобы объективных свойств.

Ко вторичным качествам очевидно относятся цвет, вкус, запах, тепло, боль и т.п. Таким образом, когда мы говорим: «Яблоко зеленое и круглое», то «зеленое» и «круглое» рассматриваются нами в повседневной жизни как свойства самого яблока. Это неверно. Яблоко действительно круглое, скажет Локк, - это объективное свойство вещи, ее первичное качество, но оно не зеленое. Цвет представляет собой наше ощущение, которое мы объективируем и приписываем вещам. Еще проще это увидеть в случае вкусовых ощущений. Многие из нас согласятся с тем, что сахар сладок, следовательно, признают истинным утверждение «Сахар сладок». Кажется, что сладость – объективное свойство сахара, как соленость свойство селедки, а кислость – лимона. Однако при некоторых заболеваниях, т.е. при изменении ощущений субъекта, сахар представляется горьким, значит, реально у него нет свойства сладости. Морской прибой вовсе не «ласковый», буря – не «свирепая», Луна – не «печальная» и т.п.

Разработка учения о первичных и вторичных качествах была громадным шагом вперед по сравнению с «наивным реализмом» обыденного мировоззрения, которое считает реальный мир именно таким, каким он нам представляется в показаниях органов чувств. Мир, в котором мы живем, мир нашего обыденного мировоззрения полон звуков, красок, запахов, его вещи добры, приветливы или враждебны нам. Однако реальные вещи – сами по себе – отнюдь не таковы, какими являются нашему сознанию. С них сползают все краски, отлетают прочь звуки и запахи, они лишена тепла или холода, твердости и гладкости. Реальный мир – это мир сухих геометрических форм, размеров, движений, длительностей, иначе говоря, мир скелетов, а не живых объектов с плотью и кровью. Недаром Галилей говорил, что книга природы написана на языке математики. Да, поэту в таком мире делать нечего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: