Сущность государства. 2. теория происхождения

1. Генезис государства

2. теория происхождения

3. понятие и признаки государства

4. основные подходы к пониманию сущности государства

1.В теории государства и права выделяют 2 концепции генезиса государства: восточный и западный.

1) восточный путь происхождения государства

Самое древнее государство возникло около 5000 лет назад в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, в зонах поливного земледелия. За счет повышения урожая повысилась производительность труда. Именно там появились условия для возникновения государства. Появилось материальная возможность содержать государственный аппарат управления. Поливное земледелие требовало много работ (ирригационные сооружения). Все это определяло необходимость объединения общин под центральным управлением, поскольку объем работ превышал возможности отдельных родов. В это время вместе с экономическими происходят и социальные изменения, поскольку как и прежде в производстве обобщается, а затем перераспределяется, а этим руководят вожди и старейшины, то в их руках оседает общее достояние, возникает знать. Управление становиться выгодным, что приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а затем наследование должностей. Восточный путь возникновения государства – это переход из первобытного родоплеменного общества в государство. Основные причины:

· потребность в осуществлении масштабных работ в связи с развитие поливного земледелия

· необходимость объединения значительных масс людей и территорий

· необходимость единого центрального руководства этими массами

2) западный путь происхождения государства

Ведущим фактором была классовое разделение общества. это обусловлено тем, что на стадии протогосударств происходило интенсивное формирование частной собственности. На раннем этапе разложения общественного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земли, рабов, скота больше, чем у родовых общин. Вместе с рабством, носившим в основном патриархальный характер, появляется наемный труд. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народных собраний. Трение между аристократами и массой принимали острые формы. В конечном счете наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности, а господство родовой знати было ликвидировано.

2.Теории:

1) теологическая. Она объясняет происхождение государства фактором божественной воли. Ее представляли многие религиозные деятели древнего востока и средней Европы. Она не раскрывает конкретных путей и способов реализации божественной воли. В то же время оно отстаивает идеи незыблемости, вечности государства и необходимости всеобщего подчинения государственной воли как воли бога. Данную теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о сущности бога, высшего разума - это вопросы веры.

2) патриархальная. Возникла в древности, создана Аристотелем, смысл в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава ее становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца. Монарх – отец своих поданных.

3) органическая. Возникла в 19 веке в связи с успехами естествознания. В соответствии с ней само человечество возникло как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, низшие классы – внутренние функции. Некорректность: развитие каждого уровня определено свойственными ему законами: так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира законами физики или химии, невозможно распространить биологические законы на развитие человеческого общества. Здесь главными являются социальные, политические и иные законы.

4) теория насилия. Возникла в 19в. и ее представители: Каутский, Гумпловис, Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера, т.е. завоевание одного племени другим. Для порабощения проигравших и создания государственного аппарата и принимались законы. Возникновение государства рассматривалось как реализация закономерности: подчинение слабого сильному.

Оценивая данную теорию необходимо заметить следующее: для того, чтобы могло возникнуть государство необходимо такой уровень развития общества, какой позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства, и для того, чтобы государство появилось в результате завоевания к этому времени должны созреть внутренние условия, как в германских и венгерских государствах.

5) психологическая. Представители: Петражитский, Тард и др. Появление государства – проявление свойств человеческой психики, т.е. потребности подчиняться, подражать, сознанием зависимости от элиты первобытных общин, осознавать справедливость определенных действий.

Естественно, что социальные закономерности реализовались через человеческое поведение и его деятельность, поэтому свойство человеческой психики оказывают определенное воздействие на реализацию этих закономерностей. Но с одной стороны это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

6) общественного договора (естественное право). Гоббс, Руссо, Радищев и др. По ей до появления государства люди находились в «естественном» состоянии, однако в процессе развития человечества права одних людей приходили в противоречие с правами других, нарушающих порядок, возникло насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь люди заключили договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституции ряда стран (декларация независимости США).

Отмечая прогрессивность многих теорий общественного договора следует отметить, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли представить возможность того, что десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных проблем между ними. Она игнорирует экономические и социальные аспекты.

7) историко-материалистичная. Возникновение данной теории связывают с именами Маркса и Энгельса: государство возникло как результат естественного развития первобытного общества. Развитие экономики, которое не только создало материальные условия для создания государства, но и определило социальные изменения общества. данная теория включает 2 подхода:

· классовый – государство, как орудие по давлению классом других классов

· формационный - в результате экономического развития усложнилось само общество, это требовало совершенствования управления, что и приводит к управлению государством.

Именно историко-материалистичная концепция имеет под собой научные подходы.

3.При всем многообразии форм возникновения государства всем присущи некоторые свойства, которые отличали их от первобытных органов публичной власти:

1) если первобытнообщинные органы власти основаны на кровном родстве всех членов, то государство на территориальной общности своих граждан и поданных. Следует отметить, что признает государство не территория, а деление населения по месту их проживания, устанавливая принадлежность граждан определенному государству

2) государство – особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика: если общественная власть первобытнообщинного общественного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет корпоративные интересы определенной части, социальной группы и класса. Реализация политической власти осуществляет аппарат госслужащих, которые отделены от общества и профессионально выполняют управленческие функции, получая денежное вознаграждение. Обеспечиваются решения политической власти с помощью карательного аппарата. Для содержания аппарата государственных служащих необходимы налоги, сборы и вложения.

4.Сущность государства – это смысл, главное и глубокое в нем, то что определяет его содержание, назначение и функции. Вопрос о сущности государства – вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. До настоящего времени в науке теории государства и права существует 4 основные теории о сущности государства.

Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществлять власть, принадлежащую верхушке общества, пока одну не сменит другая.

К теории элит применима технократическая. По мнению представителей данной теории управлять должны профессионалы, только они способны определить потребности общества и находить пути его развития.

Демократическая теория исходит из того, что первоисточник власти – народ. Что вся госвласть должна быть народной и осуществляться в его интересах и под его контролем.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая сущность государства).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: