Варіанти завдань 11 страница

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович (1802—1839) — поэт, декабрист. Принадлежал к древнему княжескому роду. Получил хорошее домашнее образование. В 1821 г. поступил на военную службу. Большая часть на­писанного до восстания 14 декабря 1825 г. не сохранилась. Из немногих стихотворений той поры особого внимания заслуживает "Бал" (1825). Зимой 1824—1825 гг. Одоевский стал членом Северного общества. Участвовал в обсуждении проектов конституции и плана восстания. В его поэзии нашла глубокое, сильное выражение вера в торжество идеа­лов, за которые боролись декабристы. Но в ней есть и мучительные раз­думья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего, вскрыть ее исторический смысл, воплощенный в стихотворении "Элегия" ("Что вы печальны, дети снов?", 1829). Уроки тра­гических событий 14 декабря 1825 г. были подытожены в поэме "Василько" (1829—1830). Шедевром творчества Одоевского стали знаменитые стихи "Струн вещих пламенные звуки..." (1828 или 1829) — ответ на "Во глубине сибирских руд..." Пушкина.

ОРИГЕН (около 185—254) - христианский богослов. Ролился в Александрии. Его отец Леонид был преподавателем грамматики в христи­анском училище. В период же­стокого гонения на христиан отца О. казнили, а у семьи казнённого конфисковали имущество. О. стал зарабатывать на жизнь уроками, а затем преподавал в знаменитой Александрийской катехи­зической школе. О. работал над комментари­ями библейских текстов в духе антич­ной философии. Основал монастырь в Кесарии (Пале­стина) и стал его настоятелем. Умер он в возрасте 70 лет в тюрьме после пы­ток, куда был брошен во время очеред­ного гонения на христиан. О. — автор множества тру­дов, главное его произве­дение — «О началах». Одно из важ­нейших завоеваний христианской мыс­ли О. видел в учении о свободе человеческой воли. Он полагал, что свобода — в доброволь­ном решении человека следовать Бо­жественным заповедям. Подчинение Богу состоит не в точном исполнении обрядов — оно должно внутренне изменить человека так, чтобы его поступки не противоречили воле Божьей. О. считает: человеку до­ступно всё, если он следует по пути, указанному Христом. Бог бесконеч­но милосерден. Он не может допустить вечного проклятия грешников, как ут­верждалось в учении церкви об аде. В конце мира наступит всеобщее воз­рождение, когда все души, включая дьявола, будут очищены, прощены и об­ретут единение с Богом. Церковь не приняла это учение О., как и ряд других его докт­рин: о «предсуществовании» души до рождения, об освобождении души от телесности как условии и показателе духовного восхождения и т. д. И всё же он был одним из первых, кто попытался философски обосновать христианское вероучение, одним из тех, кто разработал канву христиан­ского богословия.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883 – 1955) – испанский философ, публицист и общественный деятель. В качестве теоретика культуры О. стал одним из главных создателей теорий «массового общества» и «массового искусства» и видным теоретиком творческого «модернизма». В книге «Восстание масс» (19030) развита мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью – засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свою волю и стиль жизни целым государствам и даже порождающего порой такие же самодовольно-невежественные тоталитарные режимы. Вместо марксистского деления людей на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых» О. предлагает делить людей на тех, кто трудом и творчеством двигает человечество вперед, и тех, кто, «как все», плывет по течению, захлестывая активное меньшинство. Отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит его к духовной деградации и падению нравственности. Трагедия современного мира, по О., заключается в гибели «духовных элит» и их высокой культуры и повсеместном торжестве посредственности, порожденной стандартизацией и массовостью. В другом важном эссе испанского философа «Дегуманизация искусства» (1925) в качестве главнейшего отличительного признака художественного творчества ХХ в. выдвигается «вытеснение» в нем Человека как основного предмета изображения. Таким образом, современное искусство теряет свое чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется».

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823—1886) — великий драма­тург, театральный деятель. Родился в семье чиновника. Поступил на юридический факультет Московского университета, но полный курс не прошел, увлекшись театром и литературой. Работал чиновником в Мос­ковском коммерческом суде. Творческий путь Островского заключает в себе несколько периодов. Первый из них — "ранний", 1847—1851 гг. — характеризуется пробой сил, поисками собственного пути. Он проходит под знаком влияния "нату­ральной школы" и завершается созданием комедии "Свои люди — со­чтемся!". Следующий период — "москвитянинский", 1852—1854 гг. – это время активного участия Островского в кружке молодых сотрудников "Москвитянина", стремившихся сделать журнал органом нового тече­ния общественной мысли, родственного славянофильскому (пьесы "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи, как хочет­ся"). Реалистическая, социально-критическая направленность произве­дений Островского окончательно складывается в предреформенный пе­риод, 1855—1860 гг. Тогда же происходит его сближение с "революционно-разночинским" течением общественной мысли ("В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница", "Гроза"). В последний период — "пореформенный", 1861 — 1886 гг. — творчество Островского составляют: социально-бытовые комедии из жизни купечества ("Не все коту масленица", "Правда хорошо, а счастье лучше"), цикл пьес "Из жизни захолустья" ("Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай", "За чем пойдешь, то и найдешь" — трилогия о Бальзаминове идр.), сатирические комедии о жизни дворянства ("На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Бешеные деньги", "Волки и овцы"), исторические пьесы. Особое место занимает пьеса "Снегу­рочка", написанная на сюжет народных сказок и фольклора, исамая совершенная семейно-бытовая психологическая пьеса Бесприданница" (1878). Уже при жизни Островский был признан основоположником нацио­нального театра. С присущей ему сосредоточенностью на нравственной проблематике он анализирует социальные стороны жизни, главным об­разом, семейно-бытовые конфликты. Комедии Островского, изображая, на первый взгляд, экзотический быт замкнутого купеческого мира, на самом деле представляют своеобразное отражение общих процессов и перемен, характерных для русского общества середины — второй поло­вины XIX в.

ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна; 1881-1931) - выдающаяся артистка балета. С 1899 – в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-1914 – в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) – ведущий американский социолог-теоретик. Занимался анализом вопросов культуры. В работе «Социальная система» (1951) анализировал место культуры в легитимном социальном порядке. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально интегрированы между собой, и одной из которых является культурная подсистема. Каждая подсистема выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная – обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое. Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она (культура) формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий, которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной среды П. выделил принцип взаимосвязи, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960) - поэт, прозаик, перево­дчик. Родился в семье известного художника Л.О. Пастернака, мать была пианисткой. Детство прошло в атмосфере искусства. Самыми сильными впечатлениями этого времени были: личность Л.Н. Толстого, с которым был знаком отец Пастернака; лирика P.M. Рильке; музыка А.Н. Скряби­на. С 1903 г. Пастернак всерьез занимался музыкой, но в 1909 г. сделал выбор в пользу литературы и поэзии. После окончания 5-й Московской гимназии в 1909 г. он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекался философией. В 1912 г. провел семестр в Марбургском университете. Путешествует по Италии и Швейцарии. В 1913 г. закончил Московский университет. Эстетика и поэтика раннего Пастернака в наибольшей степени ос­новывается на представлениях о взаимопроникновении отдельных пред­метов реальности, о слиянии всего чувственного, окружающего поэ­та мира, где невозможно отделить человека от природы, изображение от изображаемого, поэзию от жизни и т.д. Этим вызывается непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастерна­ка, где законы языка преодолеваются изломанным синтаксисом, переда­чей свойств одного предмета другому, которому они глубоко чужды, сдви­гом и сломом привычных ассоциаций на всех уровнях стиха. После выхода в свет книги "Сестра моя - жизнь" (1923) Пастернак становится одним из наиболее популярных советских поэтов, и эта популярность еще более укрепляется после появления поэм "Девятьсот пя­тый год" (1926) и "Лейтенант Шмидт" (1927). Роман "Доктор Живаго" (1958), опубликованный за границей, после появления которого Пастер­нак был удостоен Нобелевской премии, был встречен резкой советской критикой. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. это решение было отменено). В 1988 г. роман был опубликован в журнале "Новый мир".

ПЕТРАРКА Франческо (1304 - 1374) - великий итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. «Канцоньере» («Книга песен») – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327 – 1374) – лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Поэмы: «Африка» (1339 – 1342; на латинском языке) о 2-й Пунической войне, «Буколики» (1346 – 1357). Автобиографическая проза («Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру», 1342 – 1343; «Письмо к потомкам», 1374). Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939) - живописец Учил­ся в МУЖВЗ у В.А. Серова (1897-1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905-1908). Член объединения "Мир искусства" (с 1911 г.), "Четыре искусства" (с 1924 г.). Испытав в начальный период творчества сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна", с начала 1910-х годов перешел от аллегорических произведений к целост­ным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играю­щие мальчики", 1911; "Купание красного коня", 1912). Гар­моническая просветленность, отточенная пластика его работ 1910-х го­дов ("Полдень", 1917,) во многом определены интересом к живо­писи раннего Возрождения и русской иконописи, применением так на­зываемой сферической перспективы. В советское время, продолжая раз­рабатывать проблемы перспективы, композиции, колористики, Петров-Водкин создал проникнутые пафосом революционной борьбы темати­ческие картины ("1918 год в Петрограде", 1920; "Смерть комиссара", 1928), аналитически строгие портреты ("А.А. Ахматова", 1922), натюрморты, передающие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932). В 1920-1930-х гг. много работал как график и театральный художник.

ПЕЧЕРСКИЙ Феодосий (ок. 1036 -1074) - один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. Первым ввел на Руси общежительный монастырский устав. Влиятельный политический деятель. Автор поучений и посланий, в которых проповедовал основы христианской морали.

ПИКАССО Пабло (1881-1973) – французский живописец. По происхождению испанец. Создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). Является основоположником кубизма; создавал произведения в духе неоклассицизма; в ряде работ близок сюрреализму. Произведения П. иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание («Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Обладатель Международной премии Мира 1950 г.

ПИФАГОР (вторая половина I в. до н. э. — начало V в. до н. э.) - древнегреческий философ и математик, которому традиция приписывает создание учения о числе как основе мироздания. Ему, по-видимому, принадлежит открытие численного базиса музыкальной шкалы; на основе этого открытия сформировалось учение о гармонии небесных сфер, музыку которых мы не слышим, подобно тому как люди, живущие у моря, перестают воспри­нимать шум прибоя. Мистика чи­сел легла в основу своеобразного ре­лигиозного культа, требовавшего от пифагорейца соблюдения строгого ритуала и многочисленных запре­тов. Так в легендарном образе П. парадоксально соединились чер­ты гуру и основателя научно-иссле­довательской школы.

ПЛАВТ Тит Макций (середина III в. до н. э. — около 184 до н. э.) - древнеримский драматург - коме­диограф, актёр. Перерабатывал гре­ческие комедии. В его пьесах диалог, чередующийся с речитативом и ари­ями, полон острот, словесной игры, пародий на высокий стиль.

ПЛАТОН (428 или 427-348 или 347 до н. э.) - древнегреческий фи­лософ, ученик Сократа, выступа­ющего в роли главного персонажа его произведений, написанных в форме диалога. Диалектику Со­крата и основанный им культ разу­ма довёл до крайнего интеллектуа­лизма: знание — не только высшее благо и наслаждение, но и основа всей добродетели, так что даже храб­рость не что иное, как знание, чего следует и чего не следует бояться. Все пороки человечества не более чем заблуждения, и обучения фило­софии достаточно для их искорене­ния. В идеальном государстве — уто­пии П. правят философы, и их правление не ограничено ни зако­ном, ни народным волеизъявлени­ем. Умопостигаемый мир идей для П. реальнее, чем воспринимаемый мир вещей, для которых идеи слу­жат прообразами. Влияние П. было настолько могущественным, что из­вестный английский философ А. Н. Уайтхед назвал всю западную философию коллекцией подстроч­ных примечаний к платоновским диалогам.

ПЛУТАРХ (около 45 — около 127) - древнегреческий писатель; выпол­нял жреческие функции в храме Аполлона в Дельфах. Был знамени­тым наставником и фактически со­держал собственную школу. Создал «Сравнительные жизнеописания» 46 выдающихся греков и римлян. Кроме того, ему приписывают око­ло 250 других сочинений, в основ­ном не дошедших до нас.

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) - русский живописец. Учился у П.П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863-1871). Преподавал в МУЖВЗ (1882-1895); среди учеников - И.И. Леви­тан, К.А. Коровин, И.С. Остроухой и др. Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1872—1876), писал исторические сценки в духе П. Делароша ("Право господина", 1874). В России примкнул к передвижникам (с 1878 г.). Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф.А. Васильева, передавал тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, связанных с повседневной жизнью человека, добивался свежести колорита и естественной убедительности мотива, привнес в картину живую непосредственность этюда ("Московский дворик", 1878, "Заросший пруд", 1879). Обращаясь к евангельским сюжетам, Поленов стремился обновить их рутинную академическую трактовку заострением нравственной пробле­матики ("Христос и грешница", 1886—1887), пейзажной или жанро­вой окраской. С середины 1880-х годов придавал образам родной приро­ды эпическое звучание, монументальность и своеобразную декоратив­ность ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им. В.Д. Поленова, Поленово). Большое внимание Поленова к проблемам пленэра, привнесение им в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения, его педагогическая деятельность оказали большое влияние на дальнейшее разви­тие русского пейзажа. В 1905 г. вместе с В.А. Серовым направил в Совет петербургской Академии художеств протест против расстрела рабочих
9 января. Много работал также в области театрально-декорационной жи­вописи, играл видную роль в художественной и общественной жизни Москвы. В своей усадьбе Борок (ныне - Поленово) создал художест­венный музей.

ПОЛИКЛЕТ (2-ая пол. 5 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, теоретик искусства. Родился в одном из городов Южной Греции. Жил и работал в Афинах. В отличие от своих вели­ких современников (Мирона, Фидия) П. редко обращался к изображению богов и мифологических героев. Он много ра­ботал над статуями атлетов, олимпийских победителей, изо­бражая их в обобщенно-идеализированной форме. Наиболь­шую славу принес П. его Копьеносец, «Дорифор» — брон­зовая статуя победителя в метании копья, воплотившая со­вершенный образ атлета и воина. Его копии помещали в гимнасиях и палестрах (спортивных школах) как образцы для созерцания и подражания. Ее называли «каноном», т. е. нормой, мерилом, правилом. Так же сам П. назвал свое со­чинение, в котором рассказал о способе построения идеального человеческого образа, основанного на строгих числовых соот­ношениях. П. называли единственным чело­веком, который сумел из произведения искусства сделать тео­рию. И при этом сама статуя Копьеносца не превратилась в сухую схему: она поражала современников естественностью позы и пропорций, выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом образе. Существует предположе­ние, что в образе Копьеносца П. изобразил Ахилла. Позже П. создал знаменитую статую «Диадумена». В сравнении с «Дорифором» в образе этого юноши, который красивым движе­нием рук повязывает голову лентой победителя, заметны чер­ты изящества и некоторой изнеженности. П. работал также над портретными изображениями сограждан, что было ред­ким явлением в искусстве его времени. Произведения П. не сохранились. Они дошли до нас лишь в копиях, реконструк­циях, изображениях на монетах, в описаниях греческих и римских поэтов и писателей.

ПОЛОЦКИЙ Симеон (в миру Самуил Емельянович Ситнианович-Пет­ровский) (1629-1682) - виднейший поэт русского барокко, публицист, автор проповедей, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии, в Виленской иезуитской коллегии, член ордена базилианцев. С 1656 г. - монах Богоявленского полоцкого монастыря. В 1656 г. приветствовал царя Алексея Михайловича панегирическими стихами, когда тот вступил в Полоцк во время войны сПольшей. В 1660 г. славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения из Полоцка Симеон Полоцкий поселился в Москве (не позднее 1664 г.). В 1665—1668 гг. руководил школой подь­ячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре, написал "Жезл правления" — антистароверческий трактат, составленный по материа­лам церковного собора 1666 — 1667 гг. С 1667 г. занимался воспитанием царских детей, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождав­шейся распре "латинствующих" и "грекофилов" возглавил первых: в 1672 г. участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника (1676), приобрел особое влияние при дворе и вцеркви: даже патриарх Иоаким был вынужден с ним считаться. В 1680 г. Симеон Полоцкий подал царю проект Славяно-греко-латинской академии, соавтором которого являлся.Годом раньше он добился открытия неподотчетной патриарху "Верхней" (дворцовой) типографии (1679). Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый и поэт, один из зачинателей русской силлабической поэзии и драматургии.

ПОППЕР Карл Раймунд (1902-1988) — английский философ и социолог. До 1937 г. работал в Вене, в 19371945 гг.— в Новой Зеландии, с 1946 г. до середины 70-х гг.— проф. Лондон­ской школы экономики и политических наук. Испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концеп­цию - критический рационализм, тео­рию роста научного знания (фальсификационизм) — построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремле­нию логических эмпиристов сформули­ровать критерии познавательного значения научных утверждений на ос­нове принципа верификации П. выдви­нул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Согласно П., эмпирический и теоретический уровни знания: органически связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам (прин­цип «фаллибилизма»). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровер­жений, в результате, чего решаются научные проблемы. Он предложил способ определения ис­тинного и ложного содержания науч­ных теорий (гипотез); разработал оригинальную интерпретацию вероятности как предрасположенности и др. Реализация программы построения тео­рии роста научного знания натолкну­лась на серьезные трудности, связан­ные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, отказом от признания, объективной истинности научного зна­ния, конвенционализмом в трактовке ос­нований знания и отрывом объективного знания от исторически развивающегося познающего субъекта. Философские работы П. последних лет в основном посвящены раз­работке теории сознания, защите рационализма в противовес иррационалистическим и релятивистским тенденциям современной философии.

ПРАКСИТЕЛЬ (сер. 4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, ра­ботавший в Афинах. Представитель поздней классики. Учился у своего отца, скульптора Кефисодота. Многочисленные про­изведения П., о которых упоминают древние авторы, не сохра­нились; часть из них дошла до нас в копиях. Возможно, един­ственное произведение, созданное рукой самого П., было об­наружено во время раскопок в Олимпии в 1877 г. Под разва­линами храма Геры, вблизи святилища, археологи нашли мраморную статую П., изображающую Гермеса с младенцем Дионисом. Но и в этом случае не все специалисты уверены, что имеют дело с оригиналом, а не с копией. П. работал преимущественно в мраморе, и можно предпо­ложить, что поздние мраморные копии дают о его искусстве более верное представление, чем о шедеврах Мирона, Поликлета, Лисиппа, выполнявшихся в бронзе. Тематика произведе­ний П. традиционна: образы и сцены из жизни богов и др. мифологических персонажей. Но по основному пафосу творче­ства П. заметно отличается от своих великих предшественни­ков. Он не стремится передать мощь и величие богов, создать скульптурный образ, который стал бы символом полиса (города-государства) или идеалом целых поколений. Искусству П. присущи изящество, утонченность чувств, человечность, со­зерцательность с легким оттенком печали. Его персонажи оди­ноки, мечтательно-задумчивы, близки к природе. П. обладал виртуозным мастерством обработки мрамора, благодаря чему достигал тонкой игры светотени на поверхности статуй. Все это относится, в частности, к статуе Афродиты Книдской — знаменитейшей скульптуре мастера. В древности люди изда­лека приезжали в Книд, чтобы увидеть и поклониться ей. Многие более поздние изваяния Афродиты в той или иной степени отмечены влиянием образа, созданного П.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891-1953) - композитор, пианист, дирижер. С 1902 г. занимался композицией у P.M. Глиэра. В 1904-1914 гг. - учился в Петербургской консерватории. В годы учебы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918-1933 гг. жил за рубежом; с успе­хом гастролировал в Европе и Америке. Затем вернулся на родину и по­селился в Москве. В 1945 г. состоялось последнее дирижерское выступ­ление, в 1946 г. по совету врачей переехал в пос. Николина Гора близ Звенигорода, где провел последние годы жизни. Член академий ряда стран. Крупнейший композитор XX века. Его музыка разнообразна по со­держанию, в ней сочетаются новизна и уважение к традиции, самобыт­ность и отчетливо ощутимое национальное начало, эмоциональное бо­гатство, острое ощущение современности. Музыка С.С. Прокофьева, завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значительное влияние на творчество многих современных композиторов. Сочинения: оперы - "Магдалена" (1911), "Игрок" (1916, новая ред. 1927), "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927), "Семен Котко" (1940), "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", 1940), "Вой­на и мир" (1941 — 1943, 2-я ред. 1952), "Повесть о настоящем человеке" (1948); балеты — "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915-1920), "Стальной скок" (1925), "Блудный сын" (1929), "На Дне­пре" (1932), "Ромео и Джульета" (1936), "Золушка" (1945), "Сказ о ка­менном цветке" (1948-1950, доработка 1953 г.); оратория "На страже мира" (1950), кантаты "Семеро их" (1918, новая ред. 1933 г.), "К 20-ле­тию Октября" (1937), "Александр Невский" (1939), "Здравица" (1939); вокально-симфонические сюиты; семь симфоний (1917; 1924; 1928; 1930,
2-я ред. 1947 г.; 1944; 1947; 1952); различные сюиты, поэмы, увертюры; концерты с оркестром; романсы, песни; музыка к драматическим спек­таклям, к кинофильмам, в том числе "Поручик Киже" (1933), "Александр Невский" (1938). "Иван Грозный" (1945); статьи.

ПРУСТ Марсель (1871-1922) – французский писатель. В цикле романов «В поисках утраченного времени» усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздает ушедшее время – людей, тончайшие переливы чувства и настроений, вещный мир. Опыт П. – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей.

ПСКОВСКИЙ Филофей - писатель и публицист XVI века. Монах псковского Елеазарова монастыря. Автор посланий к великому князю московскому Василию III, царю Ивану IV и др. В которых отстаивал принципы иосифлян. Наиболее последовательно излагал теорию «Москва -третий Рим».

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (около 90 — около 160) - древнегреческий астроном. Большая часть работ вы­полнена в городе Александрия (Египет). Основной научный труд (в 13 книгах), в котором собраны и проанализированы все астроно­мические знания того времени, по­лучил название «Альмагест», что оз­начает «величайший». Этот труд служил своего рода учебником ас­трономии последующие 1,5 тыс. лет. В частности, в нём подробно изло­жена геоцентрическая система мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Сама Земля имеет форму шара и покоит­ся в пространстве, ни на что не опи­раясь. Эта система позволяла довольно точно предсказывать по­ложение планет на небе. П. составил каталог положений 1022 звёзд. Пер­вым ввёл учёт астрономической ре­фракции при определении коорди­нат звёзд.

ПУССЕН Никола (1594 – 1665) - французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно этической нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг., «Аркадские пастухи», 1630-е гг.); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660 – 1664).

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - поэт, писатель, родо­начальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился и семье небогатого дворянина. Правнук А.П. Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи. Первые поэтические опыты отно­сятся к раннему детству. В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей — это был период интенсивного творческого развития. Он создает ряд сти­хотворений высокого совершенства ("Воспоминания в Царском Селе" (1814), "Городок", "Лицинию", "Роза" (1815)). На Пушкина обращают внимание Державин, Карамзин, Батюшков, Жуковский. В это время сбли­жается с представителями свободомыслящего дворянства, в т.ч. с П.Я. Чаадаевым. В 1817 г. Пушкин заканчивает Лицей, получает чин кол­лежского секретаря и назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817—1820 гг. находит отражение участие в литературном кружке "Зеленая лампа", связанном с "Союзом благоденствия". В поэзии этого времени переплетаются свободолюбивые мотивы с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность с лирикой ("Кривцову", "Жуковскому", "К Чаадаеву" (1818), "Дорида", "Возрождение" (1819)). Пишет поэму-сказку "Руслан и Людмила", где жизненные характеры сочетаются с условностью жанра. Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. ("Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня") расходится в списках, за что под видом служебного перемещения его ссылают на юг России. Южная ссылка — I период расцвета романтизма Пушкина. В творчестве поэта "южные поэмы" ("Братья разбойники" (1822), "Кавказский пленник" (1820—1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823)) сыграли большую роль. В этих поэмах впервые намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис, отраженный в стихах, исполненных мрачного скепсиса ("Свободы сеятель I пустынный", "Демон" (1823)), раздумий о человеческих судьбах и путях истории ("Песнь о вещем Олеге", "Зачем я послан был..." (1824)). В этот переломный период начинается работа над "Евгением Онегиным". Личность и общество, граница между свободой личности и ее произволом — центральная тема поэмы "Цыганы" (1824). В июле 1824 г. как неблагонадежного Пушкина высылают в с. Михайловское под надзор местных властей. Здесь возникает ряд шедевров: цикл "Подражание Корану" (тема пророческой миссии поэта), центральные главы "Евгения к Онегина", сатирическая поэма "Граф Нулин". В стихотворениях "Сожженное письмо", "К ***", "Роняет лес багряный свой убор" Пушкинутверждает новые принципы лирики, лирическое переживание выступает как духовная энергия, творящая сила. Решающим моментом творческой эволюции поэта явилась трагедия "Борис Годунов", в которой заложены основы реализма, народности, историзма зрелого Пушкина. В 1826 г. поэт возвращается в Москву; в ряде стихотворений этого времени он высказывает смелые идеи, критические мысли: "Стансы" (1826), "Во глубине сибирских руд", "Арион". Интерес Пушкина к теме истории России, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны мы видим в романе "Арап Петра Великого" (1827), поэме "Полтава" (1828). В 1830 г. Пушкин приезжает по имущественным делам в имение Болдино. "Болдинская осень" отмечена размахом творческого вдохновения (за три месяца он создает пятьдесят произведений разных жанров). Здесь завершается роман "Евгений Онегин" о современной русской действительности в ее главных социальных, духовных и нравственных аспектах. Цикл "Повестей Белкина" ("Выстрел", "Метель", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка") явился первым произведением классической русской прозы, показал широкую панораму жизни всех слоев России. В так называемых "маленьких трагедиях" ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы") на материале разных стран и эпох исследуются философские и нравственные проблемы мирового масштаба (свобода, страсть, мораль; личность, общество, история; жизнь и смерть, бессмертие). Пушкин пишет здесь "Историю села Горюхина", "Домик в Коломне", ряд стихотворений. В 1830 г. поэт по­ступает на государственную службу и изучает историю России. В 1832 г. начинает работу над романом "Дубровский", пишет роман "Капитан­ская дочка", работает над историческим трудом о Пугачеве. В 1833 г. - вновь приезжает в Болдино. Во время второй "болдинской осени" закан­чивает "Историю Пугачева", пишет поэму "Анджело", ряд "Песен за­падных славян", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и такие вершинные произведения, как "Медный всадник" (тема го­сударства и истории), "Пиковая дама" (тема безумия). Общий пафос "болдинского творчества" 1833 г. — исследование трагедийных антиномий жизни в свете объективных закономерностей. В 1836 г. Пушкин начинает издавать "Современник", стихи последних лет полны мотивов грусти одиночества, появляются мысли о смерти ("Странник" (1835)). Пишет пророческое стихотворение "Я памятник себе воздвиг" — поэтическое кредо и завещание Пушкина. В результате светской интриги происходит дуэль с Ж. Дантесом. Поэт получил ранение и умер 27 января 1837 г. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших имен, исключительных явлений мировой культуры. Язык Пушкина остается до сих пор основой русского литературного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: