Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
Пояснительная записка
Раздел 3. Педагогика школы
Раздел 2. Общие основы педагогики
Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
Оглавление
ПО ПЕДАГОГИКЕ
СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(учебно-методическое пособие по специальности
050146 «Преподавание в начальных классах»)
2011 год
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС и учебной программой «Педагогика» по специальности СПО 050146 «Преподавание в начальных классах»
Составитель: С.А.Яковлева, преподаватель педагогики и психологии, высшая квалификационная категория
Рецензенты:
Тема 1.1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе………………………………………..
|
|
Тема 1.2. Пути и формы овладения педагогической профессией……………………………………………………..
Тема 2.1. Возникновение и развитие педагогики……………
Тема 2.2. Система и структура педагогической науки……...
Тема 2.3. Основные педагогические понятия……………….
Тема 2.4. Целостный педагогический процесс как объект изучения в педагогике ………………………………………..
Тема 2.5. Ребенок как субъект целостного педагогического процесса………………………………………………………...
Тема 2.6. Методы педагогического исследования…………..
Тема 2.7. Развитие системы образования в России…………
3.1. Теория образования и обучения………………………….
Тема 3.2. Сущность и движущие силы обучения. Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение...
Тема 3.3. Мотивы учения на разных возрастных этапах……
Тема 3.4. Содержание образования…………………………..
Тема 3.5. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса…………………………………….
Тема 3.6. Методы, приемы и средства обучения…………….
Тема 3.7. Организационные формы обучения……………….
Тема 3.8. Диагностика и оценка учебных достижений школьников…………………………………………………….
Тема 3.9. Цели, задачи и движущие силы воспитания……...
Тема 3.10. Современные концепции воспитания: социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость……………..
Тема 3.11. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников…………………………………….
Тема 3.12. Взаимоотношения коллектива и личности………
|
|
Тема 3.14. Функции, основные направления и формы деятельности учителя-классного руководителя …………….
Тема 3.15. Оценка уровня воспитанности школьников……..
Тема 3.16 Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания…………………………………………………...
Литература……………………………………………………..
Пособие представляет собой краткий курс по педагогике, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов. Материалы пособия составлены на основе анализа учебников по педагогике: Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004; Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002; Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999; Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1999, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией на ФГОС III поколения.
Курс педагогики разработан на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу. Содержание каждой темы построено в соответствии с логикой изучения материала в педагогическом колледже: в начале каждой темы представлены те компетенции, которыми необходимо овладеть студенту, изучающему данный вопрос, четко представлено, что студент должен знать, какие умения необходимо сформировать, чем овладеть в процессе изучения темы, а также даются основные понятия темы. Затем представлен основной материал в форме опорного конспекта, в котором кратко излагается содержание темы, раскрываются основные вопросы, определяются ключевые понятия.
После опорного конспекта студенту предлагаются задания для самоконтроля и домашние задания, которые имеют несколько уровней: обязательные задания для всех, по выбору студентов и индивидуальные задания, что позволяет обеспечить индивидуально-ориентированный подход к обучению каждого студента. Обязательные задания направлены на ознакомление с общими теоретическими вопросами, с основными понятиями темы, базовыми концепциями и подходами. Задания по выбору студентов предусматривают как творческие задания, так и задания направленные на развитие у студентов аналитического мышления, способности сопоставлять и сравнивать. Индивидуальные задания выполняются по желанию студента и способствуют более глубокому освоению содержания темы. В конце каждой темы приводится список литературы для самообразования.
Данное учебное пособие поможет студентам ознакомиться с требованиями к предмету в течение одного учебного года, овладеть базовыми знаниями по курсу, сориентироваться в изучаемом материале, заранее спланировать свою подготовку по курсу и определить для себя приоритетные направления.
Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторскими учебниками «Педагогика».
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
В результате изучения данной темы студенты должны знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.
уметь:
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.
Основные понятия темы: педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, педагогические способности, профессиограмма учителя.