Правила реализации принципов педагогического процесса
ЦПП строится на следующих принципах
Группы закономерностей ЦПП
Опорный конспект
Закономерности ЦПП — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Закономерности ЦПП — проявление сущего в педагогическом процессе.
• Закономерности, обусловленные социальными условиями.
• Закономерности, обусловленные природой человека:
- определяющая роль деятельности и общения в формировании личности;
- зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей.
• Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:
- взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
- взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
- взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
Принципы ЦПП — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность.
Принципы ЦПП — проявление должного в педагогическом процессе.
- гуманизации;
- демократизации;
- природосообразности;
- культуросообразности;
- единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах;
- научности;
- оступности и нарастающей трудности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;
- прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;
- связи теории с практикой и с жизнью;
- единства знаний и поведения;
- положительного эмоционального фона педагогического процесса;
- эстетизации детской жизнедеятельности;
- субъектности.
Принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Педагогические правила — система способов действия учителя в типичной ситуации в педагогическом взаимодействии.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны.
• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
• опора на положительные качества воспитанника;
• создание ситуации успеха;
• защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.