УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Теория формального образования
Теория материального образования
Главная цель обучения — передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть энциклопедически образованным
Я. Коменский и др.
Главная цель обучения — развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления.
Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др
Носители содержания образования
Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.
• Федеральный компонент — определяет базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране.
• Национально-региональный компонент — обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов страны.
|
|
• Школьный компонент — обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.
Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
• Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.
• Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная нагрузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.
Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
• Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.
• Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.
Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.
|
|
Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая
Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики.
- Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.
- Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.
- Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
- Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в - логике учебного предмета.
- Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.
- Координирующая — привлечение других средств обучения.
- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.
- Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.