Таблица 1.2 – Статистические характеристики данных мониторинга
Рис.1.8. Схема развития во времени постепенных и внезапных отказов
Причинами постепенных отказов являются естественные процессы, происходящие в материале деталей СТС под действием внешних и внутренних энергетических потоков. Развитие такого отказа во времени можно отслеживать как по показаниям приборов работающего СТС (например, среднее индикаторное давление в рабочем цилиндре СДВС), так и при проведении планово-предупредительных технических осмотров (зазор в "кепах" головки поршня).
Параметрический отказ не означает выход СТС из строя, принудительную остановку и его немедленное устранение. Решение об этом, в зависимости от рейсового задания, принимает старший механик. Так, в соответствии с графиком (рис. 1.8) оно может быть проведено при наработке 26...28 тыс.ч.
Внезапный отказ - неожиданный10, происходит за время меньшее, чем предусмотренное периодами План-графика ТО. Он развивается с большой скоростью, часто сопровождается созданием на судне аварийной обстановки и угрозой человеческой жизни. Как правило, внезапный отказ требует немедленной остановки всего судна, СТС (его элемента) и устранения. Так, при разрушении крышки мотылевого подшипника СДВС останавливают весь дизель, а при холодном "задире" плунжерной пары ТНВД - отключают только один цилиндр (рис. 1.9).
|
|
Рис. 1.9. Разрушение шпильки и крышки мотылевого подшипника дизеля 6Д50М (слева) и холодный "задир" плунжерной пары ТНВД дизеля Пилстик РС-2 (справа)
Причины внезапного отказа - т.н. "форс-мажорные" обстоятельства, связанные с сочетанием неблагоприятных внешних факторов и человеческого -ошибками или небрежностью в работе членов экипажа судна вследствие их недостаточной компетентности. Часто причиной внезапных отказов является недостаточное аппаратурное и инструментальное обеспечение работ при проведении профилактических осмотров и ремонта СТС.
Важнейшим показателем качества СТС и работы судовых механиков является наработка на отказ - суммарное время работы судового технического средства до потери работоспособности.
Сейчас на всех судах проводится мониторинг технического состояния основных СТС, позволяющий получать и анализировать информацию не по одной, а нескольким одноименным деталям (например, наработке головок поршней судового дизеля - на среднеоборотном судовом дизеле число рабочих цилиндров может достигать 32 шт.). После статистической обработки этой информации можно получить вероятностный закон - нормальное распределение отказов. Его статистическими характеристиками являются среднее значение наработки на отказ и его рассеяние ("разброс") относительно среднего значения (табл. 1.2).
|
|
(формулы 1.1 и 1.2)
Название | Расчетная формула | Примечания |
Среднее арифметическое значение наработки на отказ (математическое ожидание) Тср, ч | Имеют размерность наблюдаемой величины | |
Среднеквадратичная ошибка определения среднего арифметического Тср, ч |
Информация, получаемая в результате проведения статистическою анализа, позволяет судовладельцу производить корректное сравнение компетентности и качества работы экипажей судов - конечно же, при работе судна в сопоставимых условиях: район плавания, перевозимые грузы, идентичное топливо и др. (рис. 1.10).
Вполне очевидно, что у команды судна № 1 самые низкие показатели -средняя наработка на отказ всего 13 тыс. ч. и самое большое рассеяние результатов, свидетельствующее об отсутствии устойчивых навыков в области технической эксплуатации судна. При одинаковом значении Тср = 21 тыс. ч на
2-х оставшихся судах лучшим следует признать судно № 2 - у него меньше среднеквадратичное отклонение: = 1,2 против = 2 для судна № 3. Это свидетельствует о более высоком профессионализме и стабильности действий экипажа.
Таким образом, наряду с собственно вопросами судовождения, вопросы обоснованного выбора материала корпуса судна и его СТС, используемых технологий при их постройке и ремонте, а также технически грамотной эксплуатации с учетом свойств материалов играют важную роль в обеспечении безопасности мореплавания.