Лекция № 2 наработка на отказ

Таблица 1.2 – Статистические характеристики данных мониторинга

Рис.1.8. Схема развития во времени постепенных и внезапных отказов

Причинами постепенных отказов являются естественные процессы, про­исходящие в материале деталей СТС под действием внешних и внутренних энергетических потоков. Развитие такого отказа во времени можно отслежи­вать как по показаниям приборов работающего СТС (например, среднее ин­дикаторное давление в рабочем цилиндре СДВС), так и при проведении пла­ново-предупредительных технических осмотров (зазор в "кепах" головки поршня).

Параметрический отказ не означает выход СТС из строя, принудительную остановку и его немедленное устранение. Решение об этом, в зависимости от рейсового задания, принимает старший механик. Так, в соответствии с гра­фиком (рис. 1.8) оно может быть проведено при наработке 26...28 тыс.ч.

Внезапный отказ - неожиданный10, происходит за время меньшее, чем предусмотренное периодами План-графика ТО. Он развивается с большой скоростью, часто сопровождается созданием на судне аварийной обстановки и угрозой человеческой жизни. Как правило, внезапный отказ требует немед­ленной остановки всего судна, СТС (его элемента) и устранения. Так, при разрушении крышки мотылевого подшипника СДВС останавливают весь ди­зель, а при холодном "задире" плунжерной пары ТНВД - отключают только один цилиндр (рис. 1.9).


Рис. 1.9. Разрушение шпильки и крышки мотылевого подшипника дизеля 6Д50М (слева) и холодный "задир" плунжерной пары ТНВД дизеля Пилстик РС-2 (справа)

Причины внезапного отказа - т.н. "форс-мажорные" обстоятельства, свя­занные с сочетанием неблагоприятных внешних факторов и человеческого -ошибками или небрежностью в работе членов экипажа судна вследствие их недостаточной компетентности. Часто причиной внезапных отказов является недостаточное аппаратурное и инструментальное обеспечение работ при про­ведении профилактических осмотров и ремонта СТС.

Важнейшим показателем качества СТС и работы судовых механиков яв­ляется наработка на отказ - суммарное время работы судового техническо­го средства до потери работоспособности.

Сейчас на всех судах проводится мониторинг технического состояния ос­новных СТС, позволяющий получать и анализировать информацию не по од­ной, а нескольким одноименным деталям (например, наработке головок поршней судового дизеля - на среднеоборотном судовом дизеле число рабо­чих цилиндров может достигать 32 шт.). После статистической обработки этой информации можно получить вероятностный закон - нормальное рас­пределение отказов. Его статистическими характеристиками являются сред­нее значение наработки на отказ и его рассеяние ("разброс") относительно среднего значения (табл. 1.2).

(формулы 1.1 и 1.2)

Название Расчетная формула Примечания
Среднее арифметическое значение наработки на отказ (математическое ожидание) Тср, ч   Имеют размерность наблюдаемой величины
Среднеквадратичная ошибка определения среднего арифметического Тср, ч

Информация, получаемая в результате проведения статистическою ана­лиза, позволяет судовладельцу производить корректное сравнение компе­тентности и качества работы экипажей судов - конечно же, при работе судна в сопоставимых условиях: район плавания, перевозимые грузы, идентичное топливо и др. (рис. 1.10).

Вполне очевидно, что у команды судна № 1 самые низкие показатели -средняя наработка на отказ всего 13 тыс. ч. и самое большое рассеяние ре­зультатов, свидетельствующее об отсутствии устойчивых навыков в области технической эксплуатации судна. При одинаковом значении Тср = 21 тыс. ч на

2-х оставшихся судах лучшим следует признать судно № 2 - у него меньше среднеквадратичное отклонение: = 1,2 против = 2 для судна № 3. Это свидетельствует о более высоком профессионализме и стабильности дейст­вий экипажа.

Таким образом, наряду с собственно вопросами судовождения, вопросы обоснованного выбора материала корпуса судна и его СТС, используемых технологий при их постройке и ремонте, а также технически грамотной экс­плуатации с учетом свойств материалов играют важную роль в обеспечении безопасности мореплавания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: